Заемщики закидали Центробанк спам-жалобами, чтобы не платить по долгам перед МФО

Вы здесь

Центробанк опубликовал отчет о работе с обращениями потребителей в 2022 году. Одной из важных тем в документе оказались спам-жалобы от заемщиков микрофинансовых организаций. По советам не самых добросовестных граждан клиенты таким образом пытались избавиться от своих долгов перед МФО. Сработал ли подход с фиктивными обращениями, и куда на самом деле нужно жаловаться на кредиторов, рассказываем далее.

Зачем клиенты МФО отправляли спам-жалобы

В 2022 году регулятор получил большое количество шаблонных жалоб от заемщиков на действия МФО, которые после рассмотрения оказались необоснованными. По содержанию обращения были очень похожи между собой. Иногда клиенты были недовольны исполнением услуги, которой даже нет в продуктовой линейке организации.

На что жаловались потребители:

  • Неверный расчет задолженности по микрозайму.
  • Неправомерное взимание комиссий.
  • Навязывание платных дополнительных услуг.

В некоторых случаях заявители просили пересчитать им сумму к уплате даже без наличия нарушений со стороны кредитора. Кто-то требовал и вовсе списать всю задолженность. Почти все такие обращения в итоге были отклонены.

В Центробанке отметили, что подобный наплыв жалоб скорее всего вызван не самыми полезными советами и обсуждениями в Интернете. В открытом доступе появилось много форумов, каналов в Телеграм и YouTube, где гражданам обещают защитить их от МФО. Авторы на таких площадках призывают потребителей бороться с «грабительскими процентами» по микрозаймам, жалуясь на кредиторов в Центробанк. Никакого документального обоснования у таких предложений нет, ведь перед получением денег клиенту предоставляют для чтения договор, где прописан размер процентов, комиссий и переплат. Если компания работает легально, то ее деятельность регулируется на законодательном уровне и находится под надзором ЦБ РФ. Напомним, что на февраль 2023 года максимальный размер процентов в МФО составляет 1% в день или 365% в год.

В этих же каналах потребителям предлагали скачать формы обращений, куда было достаточно только ввести свои данные. Именно поэтому жалобы оказались шаблонными, а иногда — даже не учитывали особенностей работы МФО или ее продуктовой линейки. Вместе с призывом бороться с высокими процентами в Интернете никто не предлагал обоснование, по которому кредитор должен был бы произвести перерасчет.

В надежде на полное списание или хотя бы уменьшение процентов люди переставали платить по задолженности, чем усугубляли свое положение. По итогу проверок регулятор выяснил, что МФО действовали законно. Заемщики, которые поверили громким постам в Интернете, в итоге только заработали просрочку и испортили кредитную историю.

жалобы в центробанк

Пока жалоба рассматривается (до 30 дней), кредитный договор не замораживается. То есть проценты продолжают капать. Так что отправлять обращения в ЦБ и надеяться на списание долга не стоит. При возникновении проблем лучше сразу написать или позвонить своему кредитору и запросить реструктуризацию или оформить рефинансирование.

Ознакомиться с полным отчетом Банка России о работе с обращениями потребителей можно на их официальном сайте.

Куда стоит обращаться заемщикам с реальными жалобами

За 2022 год регулятор получил 47 тысяч жалоб на микрофинансовые организации. В сравнении с прошлым отчетным периодом показатель упал на 5,6%. Большой процент из этих жалоб были реальными и получили соответствующее внимание от представителей ЦБ РФ. Читайте подробнее в нашем материале, как отправить обращение в Банк России.

Если вы считаете, что в процессе сотрудничества с МФО вам неверно рассчитали вознаграждение, неправомерно списали комиссию или навязали допуслуги, то в первую очередь этот вопрос стоит обсудить с представителями организации. Нужно отправить претензию с описанием фактов нарушения. Если кредитор игнорирует жалобу, далее следует обратиться к финуполномоченному (в том числе — через Госуслуги). Он рассмотрит требование и, если оно правомерно, передаст его на исполнение в микрофинансовую организацию.

Если хочется задействовать больше инстанций, также пожаловаться можно в СРО (если кредитор в ней состоит), Роспотребнадзор, Роскомнадзор, ФАС и ФССП. Каждое ведомство рассматривает определенное направление деятельности компаний на финансовом рынке. Если речь идет о нелегальных кредиторах, то писать придется в правоохранительные органы. Подробнее читайте об озвученных способах в статье — Куда потребителю отправить жалобу на микрофинансовую организацию.

Прочие сообщения о мошенничестве можно передавать через сервис Мошеловка.РФ.

Читайте также: Как законно не возвращать микрозайм в МФО?

Zaimtime.ru