Составляем жалобу в ЦБ РФ: подробный алгоритм действий, сроки рассмотрения
Вы здесь
Вопросы, которые помогает решить Центральный банк, ограничены его полномочиями. Так, если у вас сложилась конфликтная ситуация с коллекторами, он вряд ли сможет ее решить (рекомендуем не терять свое время и напрямую обращаться в ФССП, прокуратуру, полицию). А вот если вы столкнулись с нарушением своих прав со стороны банка, МФО или кредитного кооператива, то искать защиту у регулятора можно и нужно. Составляйте жалобу в ЦБ РФ.
Реальные причины обращений
Центробанк, как надзорный орган за действиями банков и других финансово-кредитных организаций в РФ, поможет разрешить проблемы превышения должностных полномочий банком и нарушения условий договора с его стороны. К таким можно отнести:
- полный или частичный отказ в выдаче финансовых средств по кредитному заявлению без законных обоснований;
- незаконно завышенные процентной ставки для индивидуального займа. В ЦБ РФ жалобу на банк или МФО в этом случае нужно направлять обязательно;
- нарушение законодательных актов в вопросе оформления залогового имущества;
- без ведома и соглашения клиента произошло списание денежных средств, если это не предусмотрено нормативно-правовыми актами;
- нарушения банка, связаны с выбором партнера – страховой компании;
- начисление штрафных платежей, пени либо неустоек, которые не прописаны в кредитном договоре;
- неаргументированный отказ работников банка или страховой компании произвести возврат страховой премии в период «охлаждения» (до наступления пятого рабочего дня с момента заключения страхового договора);
- любое разглашение либо передача третьим лицам персональных данных, если это не предусмотрено законом.
Осторожно! Перед написанием любой жалобы перечитайте внимательно еще раз кредитный договор от начала до конца (даже то, что написано мелким шрифтом). Там могут быть фразы по сущность схожи на следующую: «…кредитор имеет право передавать собственные полномочия и права третьим лицам…». В таком случае невозможно доказать, что банк нарушил свои обязательства, и вам в принятии жалобы будет отказано. Отчаиваться в таких случаях не следует, всегда можно обратиться в суд.
Алгоритм действий при давлении коллекторов
Давайте рассмотрим ситуацию, когда в кредитном договоре таких текстов вы не нашли, а службы взыскания задолженности постоянно беспокоят вопросами возврата средств.
На начальном этапе требуется подать заявление в ваш банк, в котором необходимо отозвать собственные персональные данные. Таким образом, работники отдела кредитования в дальнейшем попросту не смогут связываться по вашему номеру мобильного или же слать электронную рассылку. Все требования, связанные с возвратом, будут поступать в виде корреспонденции по месту регистрации, а вы сможете собрать доказательную базу о нарушении собственных прав.
Если после таких действий к вам поступают звонки на рабочий телефон, постоянно беспокоят соседей, вам выставляют угрозы конфискации всего имущества, то смело переходим к следующему этапу – написание жалобы в ЦБ РФ на действия банка или коллекторов.
Такого рода претензия должна быть сформулирована лаконично, со смысловой нагрузкой, должна нести требовательный характер. Не забывайте, этот документ – отправная точка конфликта, и в дальнейшем не получится добавить то, что вы забыли написать сегодня.
В официальной жалобе в ЦБ РФ рекомендуем написать о требованиях касательно:
- направления предписаний банку-кредитору о запрете на раскрытие банковской тайны;
- отзыва всех персональных данных у третьих лиц, которые касаются именно вас.
Разглашение банковской тайны и передача ее коллекторам согласно статье 26 закона «О банках и банковской деятельности» считается нарушением. И если долговые агентства звонят не только заемщикам, но и их родственникам, коллегам или соседям, то это рассчитывается как грубое нарушение законодательства. Требуется вмешательства со стороны надзирающего органа.
Важно! Во время беседы «вымогатели» раскрывают банковскую тайну – размер кредита, его сроки, а также информацию о залоге. Это незаконно.
Составляем жалобу на официальном сайте ЦБ РФ
После описания проблематики переходим к регистрации заявления в Банке России. Самым оперативным способом будет работа с интернет-приемной. На официальном сайте регулятора в разделе «подать жалобу» https://www.cbr.ru/reception/ необходимо заполнить поэтапно 4 поля: тема жалобы, описание, контакты и проверка данных.
Такая форма работы поможет вам выбрать правильную формулировку проблемы, которая у вас возникла. Обратите внимание, что в разделе «тема жалобы» можно выбрать только один подраздел (а не несколько). Поэтому будьте внимательны и расставляйте приоритеты.
В описании следует указать полное название банка, к которому выставляются претензии, саму формулировку жалобы (есть ограничении по символам – не более 5000) и уточняющую информацию (дата инцидента, номер договора).
Два последних поля заполняются полностью с учетом всех подсказок (ФИО, СНИЛС или номер мобильного телефона).
Альтернативные каналы передачи претензий
Обращение в ЦБ РФ с жалобой можно направить и другими способами:
- Написанный от руки или напечатанный на принтере документ направляется факсом (8-495-621-6465). Подтвердить его получение с уточнением времени и даты вы можете по номеру 8-495-711-4830.
- Отнести в Центральный банк РФ самостоятельно и зарегистрировать заявление, как входящий документ в приемной (ул. Неглинная 12, г. Москва).
- Отправить почтой заказным письмом (Индекс 107016, г. Москва, ул. Неглинная, дом 12).
- Обратится на горячую линию и выложить все устно (тел. 8-800-250-4072).
Такое разнообразие каналов связи поможет вам с легкостью достучатся и высказать свои доводы.
Сроки рассмотрения претензий
Сроки рассмотрения документа могут сильно отличаться. Если нарушение обычное, то ответ на него сможете получить в период 7-10 рабочих дней. В случае выявления грубых и масштабных нарушений Центробанк вынужден будет создать комиссию с другими надзирательными органами, и процесс рассмотрения может затянуться до 2 месяцев.
Независимо от результатов проверки ответ должен быть выслан в письменном виде по удобному вам адресу или электронным письмом (если вы писали именно на email).
- 235