Куда потребителю отправить жалобу на микрофинансовую организацию?

Вы здесь

Регулирование микрофинансового рынка в РФ с каждым годом становится все более жестким. Надзорные органы ограничивают процентные ставки, размеры штрафных санкций, источники фондирования компаний, их способы рекламы услуг и прочие параметры работы. Чтобы узнать, соблюдают ли МФО установленные требования, они проверяют их отчетность и следят за их деятельностью. И один из источников информации для оценки — это жалобы клиентов. Несмотря на все регулятивные меры кредиторы продолжают допускать ошибки, и заемщикам не стоит умалчивать о своем негативном опыте взаимодействия с ними. А куда можно пожаловаться на микрофинансовую организацию, рассказывают эксперты.

Куда жаловаться на МФО?

Какие нарушения могут допускать МФО? К примеру, разглашать персональные данные клиентов третьим лицам, умышленно прятать настоящие условия выдачи денег, взимать скрытые комиссии и платежи, прибегать к незаконным методам взыскания и т.п. Обо всех таких событиях нужно сообщать в соответствующие органы.

Центробанк и СРО

центробанк

Для начала стоит отправить жалобу в Центробанк и саморегулируемую организацию (если кредитор в ней состоит). Подробнее об обращении в ЦБ РФ читайте в нашей инструкции для этого случая. Что же касается второго варианта, то для начала нужно выяснить, в какой именно СРО состоит компания-нарушитель. Чаще всего это указано у них на официальном сайте.

Наиболее популярна на микрофинансовом рынке — СРО «МиР». На их сайте в основном меню есть раздел «Клиентам МФО» с подразделом «Пожаловаться на МФО». Там размещен подробный алгоритм действий для потребителей. У двух других СРО «Единство» и «Микрофинансовый Альянс» также есть свои формы для обращений граждан.

Саморегулируемые организации рассматривают большую часть запросов относительно работы микрофинансового сектора, среди них выдача займов без регистрации в реестре, взимание скрытых комиссий, изменение условий договора в одностороннем порядке и другие темы. Часто они отвечают быстрее и детальнее, чем в Центробанке. Если вопрос окажется не в их компетенции, специалисты подскажут, куда еще можно обратиться с возникшей проблемой.

Финансовый омбудсмен

Финансовый омбудсмен

По имущественным вопросам клиентам МФО нужно обращаться к финансовому омбудсмену. Правило действует с 2020 года и актуально для споров суммой до 500 тыс. руб. Обращаться к уполномоченному нужно до суда и после попытки уладить проблему напрямую с компанией. Если ответ кредитора не удовлетворил заявителя, либо его вовсе не последовало, можно действовать далее. Финуполномоченный рассматривает жалобы относительно неправильного расчета переплаты, игнорирования внесенных в счет долга денег и т.п. Его вердикт обязателен к исполнению МФО. Если же кредитор отказывается следовать его требованиям, то дальше дело переходит в суд. Некоторые организации нанимают на работу собственных омбудсменов, к примеру, такая должность есть в Money Man.

Роспотребнадзор, Роскомнадзор, ФАС и ФССП

роспотребнадзор

Пожаловаться на неправомерные действия МФК или МКК также можно и в другие ведомства с широким профилем деятельности.

В Роспотребнадзор можно обратиться, если компания нарушает условия договора. К примеру, если кредитор навязывает платные услуги, не предоставляет всю необходимую информацию о займах в документах, начисляет штрафы, не оговоренные ранее. Нет смысла писать им, если не устраивает процентная ставка, такой запрос ведомство рассматривать не будет.

В Роскомнадзоре могут принять обращение, если организация нарушает закон о персональных данных, рассылает рекламу после отказа от нее.

Если компания в своих рекламных материалах не озвучивает полную стоимость кредита или сообщает условия, отличающиеся от реальных, можно жаловаться в ФАС.

В ФССП должны принимать обращения относительно неправомерных действий служб взыскания задолженности. Там помогут, если коллекторы злоупотребляют своими правами, нарушают закон. Это относится в том числе к несоблюдению ограничений на звонки (их количество, время, список контактных лиц).

Если жалоба касается не легально работающей компании, а мошенников, то обращаться нужно в правоохранительные органы. То же актуально и для угроз, шантажа, вымогательства со стороны коллекторов. Там обязаны принять заявление и составить протокол. Дальше разбирательства относительно нарушителя будут проходить уже в судебном порядке.

Zaimtime.ru