Россияне стали в 2 раза чаще проверять свою кредитную историю — чем вызван интерес?
Вы здесь
В Национальном бюро кредитных историй (НБКИ) подсчитали, что за 2022 год граждане России обратились за выдачей КИ свыше 11,1 миллиона раз. В прошлых отчетных периодах показатель был в два раза ниже. Другие игроки рынка также подтвердили тенденцию. Повышенный интерес клиентов банков и МФО к своим кредитным историям объясняют несколькими факторами: рост финансовой грамотности, нестабильное состояние экономики, увеличение числа отказов в выдаче заемных денежных средств. Также своим отчетом заинтересовались мобилизованные, поскольку им предоставляют каникулы по выплате долгов без обозначения данного факта в КИ. Рассказываем подробнее о повышении востребованности кредитных досье со стороны россиян.
Интерес граждан к кредитной истории растет
В 2022 году бюро получили более 11 миллионов запросов на выдачу кредитных отчетов.
Сколько раз граждане запрашивали КИ в прошлых годах (млн раз):
- 2021 — 4,9.
- 2020 — 2,35.
- 2019 — 0,4.
Основные причины, по которым россияне проверяют кредитную историю, это оценка своего финансового здоровья и прогнозирование шансов на одобрение нового кредита или займа. Также часть людей интересуются своей КИ, чтобы не пропустить сделки, оформленные на их имя мошенниками. Такое случается редко, но полностью исключать возможность нельзя.
Частично на рост интереса к отчетам повлияли совместные усилия регулятора и финорганизаций по повышению уровня знаний россиян в этой сфере. Также важный вклад внесли бюро кредитных историй. Они популяризировали идею обращения за своими КИ среди населения. Косвенно на показатель повлияли также рекомендации Центробанка по проверке населением своих данных в рамках борьбы с телефонными мошенниками.
Тенденцию подтвердили и крупные банки страны. Количество клиентов, которые хотят узнать состояние своей кредитной истории, растет с каждым днем. Повышение интереса почти вдвое отметили в Газпромбанке и банке «Русский стандарт».
Клиенты МФО проявили к рейтингу и КИ особое внимание
Отдельно эксперты отметили заинтересованность в показателе своего финздоровья со стороны клиентов микрофинансовых организаций. За 2022 год для них предоставили 4,7 млн рассчитанных рейтингов. Это на 183% больше, чем в прошлом отчетном периоде. Кредитных историй было выдано 1,7 млн штук. Рост с прошлого года — на 36%. Уровень финансовой грамотности потребителей растет, а вместе с ним — и количество запросов в БКИ.
В микрофинансовой компании Zaymer отметили, что активизация интереса клиентов к кредитным историям и рейтингам логична. В последнее время из-за нестабильной ситуации в экономике банки и МФО начали чаще отклонять заявки на выдачу средств под проценты. Из-за этого граждане стали искать причины в своих кредитных отчетах. Также отдельный интерес к КИ появился у категории мобилизованных россиян и их родственников. Поскольку им предоставлена отсрочка без отметок в отчетах, они хотят убедиться, действительно ли обещание выполнено.
В компании MigCredit рассказали, что в прошлом году население более прежнего нуждалось в заемных средствах, поэтому рынок микрозаймов вырос. В том числе поэтому пользователи стали чаще обращаться за информацией в БКИ. Банки во многом сократили свои предложения для граждан, и им пришлось идти за деньгами в МФО. С таким наблюдением также согласились в организации Webbankir.
В Moneyman напомнили, что кредитный отчет может понадобиться также и для других целей. Например, его могут запрашивать при трудоустройстве на новом месте, при заключении договора со страховым агентством и в других местах. В совокупности это приводит к увеличению спроса на кредитные отчеты.
Читайте также другие статьи о кредитной истории: о причинах ее ухудшения, о способах ее улучшить и о вариантах удалить из нее долги.
- 889