Компания 4Slovo провела исследование финансовой грамотности своих клиентов

Вы здесь

Микрофинансовая компания «Честное слово» заинтересовалась уровнем финансовой грамотности своих клиентов и провела соответствующее исследование. Оказалось, что 71% заемщиков 4Slovo считают свои знания в данной сфере средними. Только 18% относят личный уровень финграмотности к высокому, а оставшиеся 11% — к низкому. Также в рамках опроса кредитор узнал об источниках доходов пользователей, их сбережениях, планировании бюджета и других финансовых привычках.

Интересное наблюдение: МФК нашла закономерность между средним количеством займов на клиента и его оценкой личного уровня знаний в финансовой сфере.

Среднее число договоров по группам с оценкой уровня финграмотности:

  • Высокий — 1,4 штуки займов.
  • Средний — 1,6.
  • Низкий — 2,1.

финансовая грамотность

Таким образом, чем ниже финграмотность, тем чаще пользователи обращаются за денежной помощью в микрофинансовые организации. Такой результат можно объяснить сложностями с формированием семейного бюджета. Когда не удается распланировать траты на месяц вперед, приходится прибегать к краткосрочным займам.

Источник дохода и сбережения

При ответе на вопрос о доходах участники могли выбрать сразу несколько вариантов. 92% респондентов указали основным источником заработную плату. Среди них у 37% также есть дополнительная подработка. 14% живут за счет соцвыплат, а еще 9% — благодаря помощи родственников. По 7% респондентов имеют либо свой бизнес, либо сдают недвижимость в аренду.

У клиентов с высоким показателем финграмотности основной источник дохода — зарплата. Так ответили 94% опрошенных. Соцвыплаты — у 12%, поддержка родственников — 10%, личный бизнес — 6%.

Для сравнения среди заемщиков с низким уровнем финансовых знаний на зарплату опираются 97% респондентов. Ни у одного участника опроса в этой группе не оказалось собственного бизнеса. На социальные выплаты живут те же 12% человек, а на помощь родных — 6%.

Сбережения имеются у 53% участников исследования, они откладывают средства, но делают это нечасто. У 28% вообще нет никаких лишних финансовых поступлений. Регулярно откладывают деньги только 19% опрошенных. Из исследования также известно, что далеко не у всех заемщиков, которые пытаются копить, это получается. Большей части граждан, если они вдруг потеряют источник дохода, средств хватит только на один месяц. Продержаться полгода смогут не более 12% заемщиков.

финансовая грамотность

Среди клиентов с низкой финграмотностью откладывают средства только 19%, со средней — 55%, высокой — 48%. В подходе к сбережениям лидерами оказались люди, которые оценили свои знания экономики как средние.

Финансовый достаток

По уровню дохода клиенты распределились на три категории:

  • Низкий. Кто-то из пользователей испытывает трудности с приобретением одежды и обуви. Часть клиентов заявили, что им не хватает средств даже на продукты питания.
  • Средний. Часть из них не сталкиваются с проблемами при покупке одежды. Кто-то может позволить себе приобретение крупной бытовой техники.
  • Высокий. Этим заемщикам хватает средств на машину или даже квартиру.

Основной процент ответов (68%) пришелся на средний уровень дохода, примерно поровну разделились результаты между низким и высоким.

Планирование бюджета и источник заемных средств

Планированием бюджета занимаются 80% участников исследования. Кто-то делает это на месяц и даже более долгий срок. Треть клиентов из представленных составляют план на неделю. Небольшой процент — расписывают ежедневные расходы. 15% осуществляют покупки спонтанно, а 5% испытывают финансовые трудности уже через несколько дней после получения заработной платы.

51% заемщиков при недостатке средств идут за ними в микрофинансовую организацию. Большая часть отвечающих считают займы наиболее удобным способом одолжить некрупную сумму до ЗП. Небольшой процент потребителей обращаются за деньгами к друзьям, родственникам или коллегам. Чуть больше 10% оформляют кредитные карты.

Zaimtime.ru