Коммерческий директор MigCredit Марат Аббясов рассказал, что ждет рынок МФО в 2023 году

Вы здесь

Коммерческий директор микрофинансовой организации MigCredit Аббясов Марат поделился с журналистами своим мнением о ситуации на рынке МФО. В разговоре коснулись тем динамики выдач займов, ужесточения регуляторных мер, будущего небольших компаний сектора. Подробнее об этих и других вопросах читайте далее.

Упало ли количество выдач займов?

Марат Аббясов сообщил, что в «МигКредит» ни по одному кредитному продукту не было зафиксировано снижения показателя выдач. Данное наблюдение справедливо и для краткосрочных микрокредитов до ЗП, и для потребительских займов на средний срок. В компании также не видят, чтобы падала заинтересованность потребителей в микрозаймах. Для сравнения взяли прошедший 2022 год. В середине прошлого отчетного периода МФК адаптировала свою кредитную политику к новым реалиям в экономике, что позволило удержать объем выдач на привычном уровне.

Компания выполняет требования Центробанка относительно макропруденциальных лимитов. То есть кредитор следит за количеством клиентов с высокой долговой нагрузкой (ПДН). Такой подход повлек за собой уменьшение среднего чека.

рынок мфо 2023

Как наращивать объемы выдач при наличии ограничений по ПДН?

Журналисты поинтересовались у руководителя МФО, как микрофинансисты будут справляться с падением объема выдач, если теперь нельзя увеличивать чеки из-за ограничений по предельной долговой нагрузке. Раньше кредиторы могли нивелировать падение количества заключенных договоров в штуках переходом на сделки на более долгий срок, работой с повторными заемщиками. С новыми правилами от ЦБ такая тактика перестала работать.

Марат Аббясов согласился с предположением, что увеличивать чеки станет сложнее. По рынку уже замечено их планомерное снижение. Однако он отметил, что за первые два месяца 2023 года им удалось справиться с основными проблемами. Они перевели фокус внимания на небольшие займы на короткий срок. По ним клиенты реже выходят на просрочку, чем при оформлении Installment loans.

MigCredit своевременно внедрили практику более частой выдачи мелких микрокредитов. Такие сделки реже выходят на просрочку, а если она и образуется — то меньшей суммы. На данный момент соотношение краткосрочных и среднесрочных займов в МФК — 50 на 50. Такой подход помогает соблюдать установленные регулятором макропруденциальные лимиты по всему портфелю ссуд без обеспечения.

Появятся ли на рынке МФО новые продукты для сохранения прибыли компаний?

Марат Аббясов считает, что качественно новые продукты на рынке вряд ли появятся. Среди пользователей не поменялась механика потребления. Если компании предложат им что-то абсолютно новое и не совсем понятное, оно не станет вдруг востребованным.

Какие новые продукты уже появляются и могут прижиться:

  • Лимиты МФО. Механика напоминает кредитную карту. Погасив одну обозначенную сумму, заемщик может сразу же в рамках лимита оформить следующую. У такого нововведения есть потенциал для роста. Среди определенного круга потребителей данный продукт может стать популярным.
  • BNPL (Buy Now, Pay Later). Это так называемая рассрочка. Некоторые микрофинансовые организации уже пробовали внедрять данный продукт в свои линейки. Эксперт считает, что вряд ли рассрочка станет популярна в микрокредитном секторе. Данный рынок контролируется Центробанком и имеет ряд ограничений, из-за которых становится не таким уж выгодным для МФО. Им приходится рассчитывать долговую нагрузку, отправлять данные в БКИ, а для этого — запрашивать дополнительные разрешения у пользователя. Такой подход отрицательно влияет на конверсию. Клиентам же такие займы нравятся за скорость и простоту, ведь их можно оформить прямо в магазине по одному номеру телефона.

Стандартные краткосрочные и среднесрочные займы вряд ли претерпят какие-то изменения. Потребители во всем мире уже успели привыкнуть к ним. Что-то лучше уже сложно придумать.

рынок мфо 2023

В МФО могут появиться новые источники некредитного получения прибыли. Крупные организации могут попытаться монетизировать свои базы лояльных клиентов. Возможно, они привлекут к реализации идей партнеров из других сфер. Еще один вариант — частичное перекладывание комиссии на потребителей (к примеру, внедрение платных СМС).

Читайте также статью по теме — Микрофинансовые организации ищут альтернативные пути монетизации клиентской базы

Закроются ли из-за кризиса небольшие и региональные МФО?

По мнению эксперта рынок покинут игроки, которые отстают от остальных фирм в технологическом плане. И не всегда это именно небольшие региональные организации. С трудностями столкнутся компании с одним продуктом и без онлайн-выдач. Закрыться могут МФО, которые еще не успели собрать свою клиентскую базу.

Марат Аббясов ожидает, что вырастет количество сделок слияния и поглощения. Что касается серой зоны, он не видит в ней опасности. Центробанк умеет обращаться с этим сегментом достаточно эффективно, и вряд ли в ближайшее время его влияние ослабнет.

Еще статьи по теме:

Центробанк опубликовал новые правила для проверки онлайн-заемщиков в МФО

Zaimtime.ru