Микрофинансовые организации ищут альтернативные пути монетизации клиентской базы

Вы здесь

Привычные кредитные продукты МФО перестали приносить им желаемую прибыль. Если на рынке ничего не изменится, то перспектив роста денежных поступлений также не наблюдается. По данным НБКИ в январе 2023-го микрофинансисты выдали 2,18 млн PDL-займов, это минимальное значение с 2021 года. Ожидается, что в предстоящем отчетном периоде серьезного повышения показателя не произойдет. На фоне снижения выдач микрофинансовые организации могут начать внедрять в свои линейки новые кредитные и другие дополнительные продукты. Для игроков рынка это может стать альтернативным способом монетизации. Подробнее о возможных нововведениях читайте далее. 

Снижение объема выдач PDL-займов

Объем выданных займов до ЗП в январе 2023 года достиг только 2,18 млн штук. Для сравнения в марте 2022-го этот показатель составил более 2,48 млн сделок. И это с учетом, что на кризисный период весны прошлого года пришлось больше всего падений выдач в разных сегментах потребкредитования. Также в декабре 2022-го было зафиксировано лишь 2,19 млн договоров, что считается низким показателем для традиционно высокого предпраздничного сезона. 

В НБКИ пояснили, что период активного роста в микрофинансовом секторе закончился. Это связано с введением различных ограничений со стороны регулятора. Также влияние оказала смена поведения потребителей — они переключились с трат на сбережение.

Снижение объема выдач PDL-займов

Спрос на микрозаймы резко вырос весной 2022 года. Тогда граждане импульсивно тратили деньги на давно запланированные покупки в попытке защититься от обесценивания рубля и избежать ограничений (из-за пропажи определенных товаров из продажи в будущем). Сейчас (в первом квартале 2023 года) на рынок влияет снижение реальных доходов населения. Такое мнение выразили в агентстве Expert RA.

Возможные изменения на рынке МФО

Представители микрофинансового сектора считают, что на фоне сокращения количества выдач микрозаймов многие компании будут вынуждены искать новые способы повышения маржинальности своего бизнеса

Ранее МФО снизили уровень одобрения заявок из-за введения Центробанком макропруденциальных лимитов. Также на объем выдач в будущем окажут влияние новые обязательные правила по проверке клиентов при выдаче онлайн-займов. Когда введут уменьшенную ставку по микрокредитам на уровне 0,8% в день вместо 1%, представители сектора также отреагируют на это повышением числа отказов по заявкам. Такие меры помогают кредиторам снизить уровень своих расходов при обслуживании договоров. 

Возможные изменения на рынке МФО

В МФК Zaymer отмечают, что сроки сделок могут быть урезаны. Также изменения на рынке скажутся на объемах предоставления займов. Даже проверенные постоянные клиенты могут столкнуться со снижением доступных кредитных лимитов. МФО будут искать актуальные способы привлечь заемщиков помимо уже существующих. Также они будут пополнять линейки дополнительными услугами и новыми продуктами, чтобы удержать лояльных заемщиков. Не исключено, что на рынке появятся допуслуги для разных жизненных ситуаций, не только финансовых. Развитие могут получить различные типы рассрочек и POS-займов, а также — виртуальные кредитки

В MigCredit считают, что вряд ли микрофинансовые организации начнут разработку каких-то качественно новых микрокредитных продуктов. Скорее они будут искать варианты монетизации уже существующих клиентских баз. Заработок может стать и не кредитным. К примеру, финорганизации могут объединиться с партнерами, чтобы предложить гражданам востребованные нефинансовые товары и услуги. Еще один вариант снижения расходов для МФО — перекладывание части комиссий (например, за отправку SMS) на клиентов. 

Глава МФК 4Slovo предположил, что микрофинансисты могут стать посредниками в предоставлении каких-то новых продуктов, за что будут получать дополнительный доход

Читайте также: МФО ищут финансирование у физических лиц

Zaimtime.ru