Какие дополнительные услуги к займам бывают в МФО?
Вы здесь
Высокая процентная ставка — это не единственная особенность микрофинансовых организаций. Некоторые представители этого сегмента добавляют к стандартному вознаграждению еще и платные дополнительные услуги. Опасность такой опции состоит в ее незаметности. То есть допуслуги могут спрятать за неочевидно расположенными кнопками или галочками, в свернутой части текста или просто за мелким и блеклым шрифтом в договоре. Редко, когда о таких платежах сообщают заранее и открыто. Только когда пользователь получает не всю сумму, на которую рассчитывал, он узнает о факте изъятия из нее определенной комиссии. Во избежание таких проблем нужно внимательно читать договор и все пункты кредитной анкеты. А чтобы глаз сразу цеплялся за знакомые формулировки, мы перечислим, какие допуслуги бывают в МФО.
Допуслуги в микрофинансовых организациях
На какие продукты и услуги стоит обратить внимание в тексте договора:
- Страхование (жизни и здоровья, невозврата займа, залогового имущества и прочее).
- Юридическая помощь (консультации по правовым вопросам в режиме онлайн).
- Анализ кредитной истории (с расчетом вероятности одобрения кредитов и займов).
- Расчет кредитного рейтинга (определение финансового здоровья заемщика).
- Ускоренное рассмотрение анкеты (приоритетная обработка заявки на заем).
- Информирование по СМС (о состоянии проверки заявки, необходимости внести платеж, закрытии задолженности и т.п.).
- Комиссия за выдачу займа (плата за сам факт перечисления денег на карту или другим выбранным способом).
- Проверка банковской карточки (для установления факта ее принадлежности заемщику).
В большинстве случаев ни одна из предложенных услуг на самом деле не нужна потребителю. Особенно, опция ускоренного рассмотрения заявки. Большинство МФО и без этого дают ответ по анкете в течение нескольких минут. Иногда допуслуги даже никак не связаны с финансовой деятельностью кредитных организаций, они просто перепродают предложения своих партнеров за агентское вознаграждение.
Комиссию за навязанные опции могут взимать разными способами. Ее могут приплюсовать к сумме займа. Тогда человеку придется платить проценты за пользование большей суммой, чем он изначально рассчитывал. А на руки он получит столько денег, сколько запросил в заявке. В другом случае клиенту наоборот выдадут сумму за вычетом из нее комиссии. При этом проценты будут начисляться на весь заем. Еще один (достаточно редкий) вариант — взимание платы напрямую с привязанной карты клиента. Чтобы осуществить списание, МФО должна получить от заемщика согласие на безакцептные операции. Оно может быть также спрятано за галочками в онлайн-анкете или быть прописанным в общем договоре.
Обычно скрытые допуслуги встречаются у небольших компаний, которые думают в первую очередь о заработке, а уже после — о репутации. Крупные проверенные МФО стараются делать условия кредитования максимально прозрачными и понятными для пользователя. Для них важно, чтобы клиент осознанно оформил заем и вернул его без просрочек. В будущем, если у него не будет претензий к кредитору, он может вернуться за повторной сделкой и стать уже постоянным клиентом. В долгосрочной перспективе такой подход позволяет поддерживать бизнес и репутацию на хорошем уровне. Чтобы выбрать свою МФО и не ошибиться, изучите отзывы в разделе Рейтинг. Если компания злоупотребляет навязыванием допуслуг, об этом вероятнее всего уже кто-то рассказал.
Читайте также:
Куда потребителю отправить жалобу на микрофинансовую организацию?
Зарубежный опыт: какие проценты в иностранных МФО и какие дополнительные услуги они навязывают?
- 1912