Банкам и МФО могут запретить выставлять автоматические «галочки» в договорах за заемщиков

Вы здесь

Банкам и микрофинансовым организациям могут на законодательном уровне запретить заранее проставлять «галочки», кнопки и прочие отметки в качестве выражения согласия заемщиков на получение дополнительных услуг. Соответствующие поправки были внесены в законопроект о полной стоимости кредита. Сейчас некоторые компании злоупотребляют невнимательностью клиентов и автоматически включают допуслуги в заявку. Центробанк хочет изменить эту практику и обязать кредиторов получать согласие клиента на такие продукты отдельно.

Как изменится процедура оформления допуслуг

Согласие клиента на оформление дополнительных услуг можно будет получить двумя способами:

  • Через подписание кредитного договора, в условиях которого эти услуги прописаны. Такой вариант понадобится для дополнительных продуктов, без оформления которых нельзя получить заемные средства. Чаще всего это страховка.
  • Через отдельное заявление с указанием всех допуслуг, товаров или работ. Документ должен быть подписан заемщиком. У него также должно быть право отказаться от них.

Как изменится процедура оформления допуслуг

В обоих вариантах финорганизации обязаны указать в тексте договора стоимость дополнительной услуги, которая предлагается пользователям за отдельную плату. Более того, они должны дать клиенту возможность отказаться от таких опций и продуктов, если они им не нужны. При этом у него должно остаться право на оформление только кредита без каких-либо дополнений.

Ранее мы также рассказывали, где могут скрываться допуслуги и как их распознать. Такие спецпредложения могут прятать под кнопкой «Оформить», в подробных условиях займа, в описании рекламных акций. Цель кредитора — расположить их там, где клиент скорее всего не заметит или не станет читать скучный текст мелким шрифтом.

Зачем нужны новые требования по дополнительным услугам

В Центробанке отметили, что им приходится отдельно выносить данные требования в законопроект, поскольку не все игроки рынка их сейчас соблюдают. Несмотря на существующую обязанность информирования, они не доносят до клиентов сведения о возможности отказаться от допуслуг. Регулятор считает, что запрет на автоматическое проставление «галочек» поможет потребителям принять собственное решение — хотят ли они оплачивать какие-то еще опции, или им достаточно одного кредита или займа.

Зачем нужны новые требования по дополнительным услугам

Реализацию нововведения Банк России собирается проверять с помощью «контрольных закупок». К несоблюдающим нормы будут применяться меры. О проблеме навязывания услуг еще раз напомнила глава ЦБ РФ на своем выступлении в Совете Федерации. Эльвира Набиуллина отметила, что кредиторы часто пытаются скрыть реальный размер процентных ставок, используя допкомиссии и прочие продукты.

Заемщики периодически жалуются на навязывание страховок, юридических консультаций, инвестмонет, подписок на сервисы партнеров и прочие предложения. Пока со стороны регулятора действует только рекомендация не использовать подобные практики, улучшения можно не ждать. Ситуация может повернуться в пользу потребителей после изменения законодательства и введения возможности наказывать за скрытые дополнительные услуги.

Читайте также: Что больше всего раздражает заемщиков в работе МФО?

Zaimtime.ru