Депутаты снова недовольны МФО — на этот раз хотят запретить рекламу микрозаймов

Вы здесь

Ранее мы рассказывали, что депутат из Петербурга предложил отменить штрафы и пени по кредитным сделкам до 2024 года. В статье по ссылке вы сможете узнать, для каких кредитов и займов должно действовать правило, и почему ввести его нет возможности. Но этим амбициозные и спорные предложения представителей Заксобрания не ограничиваются. В июне 2022 года тот же депутат Андрей Рябоконь предложил запретить рекламу микрозаймов. Таким образом он хочет уберечь граждан от попадания в долговую яму. В обращении также прозвучала фраза «Не искушать простой народ деньгами». Предложения на запрет или ограничение рекламы МФО попадают в обсуждение законодателей уже не в первый раз, есть даже новости 10-летней данности о подобных инициативах. Но пока что кардинальных мер по данному вопросу не принято. Рассмотрим, чем мотивирует свое предложение депутат Заксобрания в 2022 году.

Доводы ЗА запрет рекламы МФО

Инициатива по пересмотру федерального законодательства в отношении рекламы микрозаймов принадлежит депутатам из Санкт-Петербурга, о решении журналистам сообщил Андрей Рябоконь. Изменения предлагается внести в статью 12 ФЗ о микрофинансовой деятельности и статью 7 ФЗ о рекламе. В законах просят указать только запрет на рекламу деятельности МФО без каких-либо исключений или дополнений.

реклама мфо

Рябоконь отметил, что сами микрофинансовые организации его не смущают, ему не нравится их агрессивная рекламная политика. Получить микрозайм можно без подтверждения дохода. Этот факт делает их доступными для граждан с низкими зарплатами. При неправильном финансовом планировании клиенты МФО сталкиваются с просрочками и попадают в долговую яму.

Депутат предоставил данные, по которым закредитованность населения РФ превышает 50%, а в некоторых регионах достигает 85%. На этом фоне микрофинансисты размещают рекламу, в которой займы представляются чем-то легким и необременительным. Потенциальным клиентам обещают быстро выдать деньги под минимальные проценты или вообще без них. В реальности так и есть, законно работающие МФО вполне могут предоставить первый микрокредит под 0% за несколько минут. Дальше дело уже за заемщиком: если он вовремя не возвращает задолженность, то рискует столкнуться со штрафами и увеличением суммы к возврату. Рябоконь считает, что некоторые граждане легко поддаются маркетинговым уловкам и не могут трезво оценить свои финансовые возможности. Решение он видит в полном запрете продвижения микрозаймов на рекламных площадках.

На фоне кризисных явлений в экономике соблазн получить дополнительную сумму в МФО возрастает. Именно поэтому депутаты вновь вернулись к вопросу ограничений для микрофинансового сектора. Для сравнения они приводят запрет на рекламу сигарет. Те, кому они очень нужны, продолжают покупать их и без призывов табачных компаний.

реклама мфо

Доводы ПРОТИВ запрета рекламы МФО

Председатель Комитета ГД РФ по финрынку Анатолий Аксаков оперативно отреагировал на инициативу депутатов. Он сообщил, что вводить абстрактный запрет на всю рекламу микрозаймов недальновидно. Такой подход оградит платежеспособных граждан от возможности узнать о финансовом продукте, с которым они вполне в состоянии справиться (вернуть деньги вовремя). Чтобы вводить подобные ограничения, нужно разработать уточнения.

В РФ есть МФО, которые получают субсидии и поддержку от государства. Некоторые организации нацелены на предоставление денежных средств бизнесу, в том числе социально-значимому. Нельзя допускать, чтобы все компании без разбора лишились возможности рассказывать о своих услугах. Внимание стоит уделить навязчивой рекламе сомнительных организаций или кредиторам, которые незаконно завышают проценты.

Также много вопросов возникает к реализации инициативы. Блокировка нежелательной рекламы ляжет на плечи Роскомнадзора. На данный момент нет ответа, захочет ли ведомство этим заниматься, и есть ли у него на это ресурсы. Ранее подобные меры принимались к рекламе финансовых пирамид. И практика показала, что отыскать и заблокировать все упоминания таких структур — не простая задача. Одно дело — принять запрет, и совсем другое — выделить бюджет, найти ответственных лиц и реализовать его.

Напомним, что периодически в новостной повестке появляется запрос на полное закрытие микрофинансового рынка. В 2019 году глава Центробанка Эльвира Набиуллина заявила, что запрещать МФО нельзя ни в коем случае. Если это допустить, население пойдет за деньгами к мошенникам. Задача регулятора — следить за деятельностью легальных игроков рынка и своевременно реагировать на обращения и жалобы граждан.

Читайте также: МФО обяжут указывать в рекламе реальные процентные ставки

Zaimtime.ru