Куда жаловаться, если процентная ставка по вкладу или кредиту не совпала в рекламе и в реальности

Вы здесь

Информация, которую банки, микрофинансовые организации, кредитные потребительские кооперативы или другие финучреждения предоставляют в рекламе, не всегда соответствует реальности. Когда потребитель выбирает нужную ему компанию и начинает читать договор, часто оказывается, что настоящие процентные ставки не столь привлекательны. Если речь идет о вкладе, то они могут стать меньше рекламных, если о кредите — то больше. В предыдущей статье мы подробнее рассказывали о видах опасной финансовой рекламы. В этот раз разберем, что делать потребителю, если ему пообещали выгодную ставку, а на деле она оказалась другой.

Куда жаловаться на искажение информации в рекламе

Если потребитель оформил вклад, опираясь на выгодное рекламное предложение, а на деле получил меньшую ставку, он может направить жалобу в ФАС и Центробанк. Федеральная антимонопольная служба в этом случае отвечает за нарушения в части опубликованных данных об услуге. Банк России занимается непосредственно деятельностью финансовых организаций. Обратиться в данные органы можно и в случае занижения в рекламе процентных ставок по кредитам или займам.

На сайте ФАС есть специальный раздел с обращениями (fas.gov.ru/pages..poryadok-obrashheniya). Потребитель может выбрать тип сообщения в ведомство: предложение, заявление, жалоба или иное. Третий пункт подходит для ситуаций, когда были нарушены права, свободы или законные интересы гражданина. Запрос можно отправить в письменном виде по почте или в форме электронного документа онлайн. Жалобу рассмотрят в течение месяца. Для каждой ситуации на сайте ведомства есть подробная инструкция, как составить обращение, какие документы и доказательства приложить. В документе нужно обязательно указывать свои ФИО и адрес для получения ответа. Существует также альтернативный способ обратиться в ФАС — через портал Госуслуг. К тому же ведомство принимает жалобы на спам-рассылки и рекламные звонки.

фас

На официальном портале Центробанка также есть интернет-приемная (cbr.ru/reception). Обратиться к регулятору можно в чате мобильного приложения, через контакт-центр, письмом в электронном виде или на личном приеме. ЦБ советует для начала попытаться решить проблему непосредственно с финансовой организацией. Если банк или МФО не идут навстречу, можно писать регулятору. Для подтверждения факта нарушения нужно будет предоставить скан-копии документов, чтобы специалисты могли разобраться в проблеме. Жалобу рассмотрят в течение 30 дней.

Как финорганизации должны рекламировать свои продукты

В начале февраля 2023 года ФАС и Центробанк разослали финорганизациям Информационное письмо № ИН-03-59/10 о раскрытии параметров финансовых продуктов на сайтах. Документ пришлось формировать из-за обнаруженных нарушений в этой области. Чаще всего компании искажали значение процентной ставки. На это их попросили обратить внимание в первую очередь.

Примеры некорректного информирования о процентной ставке:

  • Акцентирование внимания на минимальном значении процентов по кредиту.
  • Указание только максимального вознаграждения по вкладу.
  • Игнорирование условий, при которых наиболее выгодная ставка будет меняться.

куда пожаловаться на банк

Такой подход к рекламе продуктов приводит к нарушению закона о конкуренции, поскольку у организации появляются необоснованные преимущества перед другими игроками рынка.

Центробанк просит финучреждения соблюдать следующие рекомендации:

  • Отражать реальные значения процентной ставки по кредиту и все условия, влияющие на нее.
  • Предоставлять информацию о полной стоимости кредита в процентах годовых.
  • Сообщать все возможные значения ставок по вкладам, а также — условия и периоды их применения.

Параметры обслуживания (независимо от их привлекательности для клиента) должны быть представлены в одном стиле — фон, цвет, тип шрифта. Одни значения не должны быть более заметны, чем другие. Нельзя использовать графические приемы, чтобы подсвечивать отдельные данные, вводящие потребителя в заблуждение.

Еще статья по теме:

Куда потребителю отправить жалобу на микрофинансовую организацию?

Zaimtime.ru