Директор Lime Олеся Киселева рассказала о роли искусственного интеллекта в работе МФО и изменениях рынка

Вы здесь

Управляющий директор микрофинансовой организации Lime Киселева Олеся Александровна дала интервью одному финансовому порталу, где рассказала о роли искусственного интеллекта в работе МФО, а также об изменениях рынка и предпочтениях заемщиков. Беседа была приурочена к 10-летнему юбилею компании. За это время микрофинансовый сектор сильно изменился, а вместе с ним — и подходы кредиторов.

Какова роль искусственного интеллекта в секторе МФО

Возможности искусственного интеллекта уже активно применяются на микрофинансовом рынке.

Где пригождается ИИ:

  • Маркетинг и рекламные кампании (генерация изображений для рекламных постов, создание продающих текстов, поиск новых идей для продвижения).
  • Службы поддержки клиентов (чат-боты для ответов на популярные вопросы пользователей).
  • Процедуры взыскания задолженности (рассылка информации о долгах и прочее).

Какова роль искусственного интеллекта в секторе МФО

Олеся Александровна отметила, что полноценных решений в области скоринга на основе ИИ пока что нет. Когда их внедрят, кредиторы смогут автоматизировать многие внутренние бизнес-процессы. Также с его помощью можно будет быстрее и точнее обрабатывать операционные данные.

В Лайм-Займ пока что не думают о внедрении новой технологии в скоринговый процесс. С одной стороны, ИИ может оценивать очень большой пласт информации и выдавать достаточно точные результаты по заявкам пользователей. Но вместе с тем он не учитывает ограничения Центробанка, некоторые стандарты работы микрофинансового рынка, особенности данного бизнеса и другие факторы. Компания пока не видит возможности внести все важные параметры в алгоритм искусственного интеллекта, чтобы он выдавал верное решение без участия привычных инструментов МФК. Не исключено, что в будущем технология все-таки будет добавлена и в скоринг. В Lime сообщили, что на данный момент наиболее востребованным в их работе инструментом стало машинное обучение.

Как изменился рынок МФО и что его ждет

Олеся Александровна отметила, что за последние 10 лет (сколько существует Лайм-Займ) микрофинансовый рынок претерпел серьезные изменения. Ранее требования к такому бизнесу были невысокие, а прибыль — внушительной, что привело к резкому росту количества новых МФО. Процентная ставка за пользование деньгами когда-то достигала 3% в день, расходы были минимальными, а вмешательство Центробанка — почти незаметным. С годами ситуация изменилась: регулятор ввел множество требований и ограничений для микрофинансистов, ставка была снижена до 0,8% в день, в обязанности кредиторов вошел подсчет показателя долговой нагрузки клиентов. К тому же выросла конкуренция и расходы на ведение бизнеса и обеспечение работы технологий.

Как изменился рынок МФО и что его ждет

Также кардинально поменялась бизнес-модель организаций сектора. Переломный момент наступил в 2019 году, когда онлайн-займы стали популярнее их оффлайн-версий. Тогда компаниям, которые хотели продолжить работу, пришлось развивать собственную ИТ-инфраструктуру для удаленных выдач.

Со временем поменялось восприятие МФО другими представителями финансового сектора. Банки и СМИ начали относиться к ним, как к полноценным игрокам рынка. Крупные микрофинансовые организации уже имеют доступ к банковскому фондированию и размещению облигаций.

Каков портрет клиента, претендующего на крупные суммы

За микрокредитами на крупную сумму и средний срок чаще всего обращаются опытные заемщики со следующими характеристиками:

  • достаточный показатель финграмотности;
  • большой балл скоринга;
  • успешный опыт пользования услугами банков;
  • невысокий ПДН.

Начиная с 2017 года Lime движутся в сторону сокращения числа краткосрочных займов. В текущем году в компании появился новый вид сделок — Mega Installment. Это альтернатива кредиту в банке с выплатами в несколько частей в течение года. На нее есть спрос среди клиентов.

Олеся Александровна также напомнила, что их организация работает на рынке с 2013 года. С самого запуска проекта у него были амбициозные цели: не только попасть в топ-10 сильнейших представителей сектора, но и продвинуть дело за пределы страны. Так Lime начали бизнес дополнительно в Мексике и ЮАР.

Zaimtime.ru