Уникальная ситуация для рынка МФО: в январе Webbankir выдал займов больше, чем в «горячий» предновогодний период
Вы здесь
На рынке МФО зафиксировали необычную ситуацию: спрос на займы в январе оказался выше, чем в традиционно активный предновогодний декабрь. Подобная тенденция была замечена в целом по рынку и конкретно на примере компании Webbankir. Обычно первый месяц года — это период затишья в микрофинансовой сфере, но не в 2021-м. Эксперты финансового рынка попытались разобраться, что повлияло на поведение заемщиков.
Рост спроса на займы на рынке МФО и конкретно в Вэббанкир
Согласно обобщенным статистическим данным в январе 2021 года россияне оформили на 30% больше микрозаймов, чем в тот же период годом ранее. Если сравнивать декабрь 2020 и январь 2021, то рост составил 3%. Это нетипичная ситуация для рынка. Гендиректор платформы Webbankir Андрей Пономарев отмечает, что обычно повышенный интерес к МФО наблюдается в конце года, когда россияне закупаются к праздникам и берут денежные средства на подарки. Январь же в их сегменте — это месяц затишья с невысокими показателями. Но в 2021 году традиция была нарушена.
В Вэббанкир объем выданных микрокредитов в январе этого года вырос на 27,2% в сравнении с тем же периодом 12 месяцами ранее. Количество оформленных сделок увеличилось на 31,6%. А разница между «праздничным» декабрем и обычно «спокойным» январем достигла 3% в пользу второго месяца. Статистика была подсчитана аналитиками компании.
Представители СРО «МиР» подтвердили, что с начала пандемии количество подаваемых заявок на микрозаймы выросло. Одновременно игроки рынка начали вводить более жесткие правила для выдачи денег. Так они пытались избежать увеличения числа рисковых займов и роста закредитованности граждан. Все это привело к снижению доли принятых заявок в летний период на 10–20 п.п. Осенью микрокредиторы начали смягчать требования, но уровень одобрений все равно остался ниже докризисного.
Причины нестандартных показателей статистики
Эксперты считают, что главная причина повышенного интереса к МФО со стороны граждан — это ужесточение условий оформления кредитов в банках. Требования к заемщикам растут, и не все даже добросовестные плательщики могут заключить сделку в финансово-кредитной организации. Микрофинансисты намного лояльнее, чем банковские менеджеры. Именно поэтому часть клиентов переходит туда, где им проще получить деньги (подробнее в материале — «Банки борются с МФО за потребителей»). Поэтому в кризисный период спрос на услуги МФО растет.
Еще одна возможная причина — повышение потребительской активности после снятия ограничений, введенных ранее из-за коронавируса. Граждане устали ждать, когда же ситуация наконец разрешится и можно будет перестать экономить. Кто-то из них решил брать заемные средства, чтобы позволить себе запланированные покупки.
Есть также мнение, что стандартного падения спроса в январе не было, потому что заемщики не разъехались по другим странам, остались дома и продолжили тратить деньги привычным образом.
Еще одна версия о причинах популярности МФО связана с усовершенствованием их продуктов. Микрофинансисты стали чаще обычного предлагать своим заемщикам более привлекательные условия обслуживания после погашения первого долга. Интересные акции, скидки и программы лояльности также привлекают потребителей в сектор быстрых займов.
Несмотря на увеличение количества выданных микрокредитов финансисты не считают сложившуюся ситуацию проблемной. По их мнению закредитованность населения остается на приемлемом уровне. Но и смягчать условия одобрения они тоже не собираются. Займы должны выдаваться только тем, кто действительно сможет их вернуть.
- 473