Почему растет число претензий к МФО, и на что больше всего жалуются клиенты?
Вы здесь
Количество жалоб на микрокредиторов за год выросло на 32%. Центробанк связывает столь явную положительную динамику показателя с увеличением портфеля выдач займов. В большинстве случаев это сделки с предоставлением денежных средств до ЗП на банковскую карту.
Портфель выдач к концу 2018 года вырос на 45% и достиг 163,6 млрд руб. В общем выражении количество жалоб на МФО увеличилось, но в расчете на 1 000 заключенных договоров — снизилось. Таким образом число негативных отзывов показывает не ухудшение качества работы кредиторов, а рост их клиентской базы. К тому же важную роль для появления обратной связи сыграло повышение финансовой грамотности граждан. Заемщики постепенно узнают свои законные права и учатся их отстаивать. Этому способствует просветительская работа ЦБ РФ и других финансовых и государственных организаций. Когда клиенты видят нарушение, они обращаются с жалобами в Интернет-приемную регулятора, в Роскомнадзор, ФАС России или на горячую линию СРО «МиР». Особо активные отправляют сообщения сразу в несколько инстанций. Все это сказывается на репутации микрофинанистов.
На что больше всего жалуются заемщики
Чаще всего клиенты недовольны тем, как ведут себя кредиторы в процессе взыскания просроченной задолженности. Некоторые граждане пытаются оспорить факт оформления микрозайма, ссылаясь на несоблюдение компанией пунктов договора. Регулятор отмечает, что большая часть этих претензий не имеет должного обоснования. Только около 7% из них на самом деле вызваны реальными нарушениями закона со стороны МФО. В остальных же случаях в возникновении проблемы виноваты сами заемщики.
На что еще жалуются клиенты микрофинансовых организаций:
- неверное начисление процентов и штрафов по займу;
- несоответствие размера ставки в рекламе и во время реальной сделки;
- взимание дополнительных комиссий;
- навязчивое поведение взыскателей в случае допущения заемщиком просрочки;
- оформление займа на чужое имя.
Большая часть претензий относится к фирмам, которые не состоят в реестре МФО. Центробанк не отвечает за их деятельность. Споры с нелегальными кредиторами нужно решать с привлечением правоохранительных органов. Особенно, если речь идет об оформлении сделки по поддельным документам.
Как избежать проблем, обращаясь в МФК или МКК:
- проверяйте, состоит ли займодавец в государственном реестре на сайте Центробанка;
- внимательно изучайте условия кредитования до заключения сделки;
- оставляйте заявки только на проверенных сайтах;
- читайте весь договор полностью, включая заметки мелким шрифтом и сноски;
- задавайте вопросы менеджеру, если какие-то пункты не понятны.
Чтобы не плутать по Интернету в поисках достойного кредитора, воспользуйтесь нашим удобным рейтингом. Там вы найдете краткое описание условий выдачи денег, информацию о компаниях и реальные отзывы заемщиков. В списке — более 250 организаций.
- 108