МФО могут закрыть из-за многочисленных жалоб клиентов и несоблюдения условий передачи данных в БКИ

Вы здесь

Негативные отзывы клиентов теперь не только портят репутацию МФО, но и могут стать причиной прекращения их деятельности. Центробанк впервые убрал с рынка 2 компании по результатам поведенческого надзора. Причиной для этого стало нарушение прав клиентов. Микрофинансовым организациям стоит задуматься, ведь регулятор может распространить такую практику расчистки рынка и на других игроков.

С начала 2019 года из реестра МФО уже исключено 106 компаний. 2 из них (ООО МКК «МИГФИН-ЮГРА» и ООО МКК «КРОНОС» из Ульяновска) лишились своего статуса из-за нарушения прав заемщиков. По сведениям Центробанка они не передавали необходимые данные в бюро кредитных историй (БКИ). Также они предоставляли заемщикам некорректно составленные договоры и начисляли повышенные проценты.

Насколько оправдана такая жесткая мера по отношению к закрытым фирмам? По закону искажение кредитных историй может привести к санкциям со стороны регулятора. Но вид наказания зависит от многих факторов: частоты нарушений, их влияния на потребителя, готовности следовать указаниям надзорного органа и исправлять ситуацию. МКК «Кронос» и «Мигфин-Югра» и ранее были замечены как не самые добросовестные кредиторы. Обе организации из одного города, зарегистрированы по одному адресу и имеют символический уставный капитал в размере 10 000 рублей. Деньги выдавались под торговой маркой «Росденьги», под которым работали 7 МФО (все уже исключены из реестра). В Интернете сохранилось множество жалоб на данные компании, главные темы которых — порча КИ и неподобающе поведение коллекторов. Негативные новости о бренде появлялись и в 2016, и в 2017 году. И вот наконец был подведен закономерный итог с исключением из реестра и запретом на ведение финансовой деятельности.

Не передаете данные в БКИ — ждите санкций от регулятора

Представители микрофинансового рынка подтверждают, что с 2019 года подход Центробанка к передаче сведений о заемщиках в бюро стал намного строже. Ранее не было зафиксировано ни одного случая реального наказания за то, что МФО не отправило данные в БКИ. Теперь такой прецедент появился.

На самом деле ничего сложного в передаче сведений нет. Процедура давно отработана. Более того, в своевременном обновлении кредитной истории заинтересованы не только ЦБ РФ и заемщики, но и сами МФО. Они пользуются этими данными для оценки потенциальных клиентов. Те, кто нарушают правила, скорее всего делают это намеренно. Забыть или не отправить информацию по ошибке достаточно сложно.

Отследить за исполнением обязанности не так легко. Но БКИ могут периодически связываться с кредитором и проводить проверку. Если ошибки не исправляются, к делу подключается регулятор. Также повлиять на ситуацию может сам заемщик. После его жалобы ЦБ отправляет запрос компании и сверяет ее отчеты с информацией из бюро. Далее следуют санкции.

Задача Центробанка — помочь потребителю

Нарушение порядка работы с кредитными историями — не единственный способ вылететь из реестра. В поведенческий надзор ЦБ включены практически все этапы взаимодействия с заемщиками. Кредиторам приходится следить за соответствием предлагаемых услуг и продуктов изменяющемуся законодательству РФ, а также за методами продаж и способами общения с клиентом. Регулятор отслеживает обращения от граждан, фиксирует их число и динамику. В зависимости от тяжести проступков МФО может получить рекомендательное письмо или сообщение об исключении из реестра.

В пресс-службе ЦБ РФ заявили, что у надзорного органа нет плана по количеству выведенных с рынка организаций. Никто не стремится «задавить» микрофинансовый сектор. Их цель — наладить профессиональные отношения между кредитором и потребителем с полным соблюдением закона. В конечном счете условия и работа МФО должны стать удобнее, понятнее и доступнее.

Zaimtime.ru