Микрофинансовым организациям запретили указывать в рекламе только привлекательные ставки

Вы здесь

В октябре 2023 года в силу вступил закон, который запретил банкам и микрофинансовым организациям искажать информацию в рекламных материалах. В частности — указывать только самые низкие и привлекательные процентные ставки. Большая часть кредиторов грешили таким подходом, желая привлечь как можно больше клиентов. Какие требования к отображению кредитов и займов в рекламе действуют теперь, рассказываем далее.

Новые требования к рекламе кредитов и займов

По новым требованиям в рекламных материалах нужно будет указывать полную стоимость кредита (ПСК). Это максимальная сумма, которую заемщику придется уплатить в течение срока действия договора. В нее входит основной долг, все проценты и дополнительные платежи. Именно ПСК показывает потребителям реальную стоимость кредитования.

Новые требования к рекламе кредитов и займов

Ранее банки и МФО могли хитрить и использовать для продвижения только привлекательные низкие ставки. Микрофинансисты часто сообщали о возможности оформить заём от 0%, не уточняя, какое максимальное вознаграждение может ждать клиента. Банки также сообщали о ставках от какого-то минимального значения, пряча информацию о предельном значении в «подвал» сайта или отдельный файл с большим количеством страниц. Конечно же в первую очередь потребители видят яркую и большую надпись о выгодных процентах, и мало кто читает полные условия мелким шрифтом в малозаметном месте. Уже в процессе оформления сделки они могут из договора узнать о более высоких процентах, но на тот момент отказаться уже будет психологически не так просто.

Требование по указанию полной стоимости кредита коснется рекламы в разных форматах: как текстовой, так и звуковой, на сайтах и в мобильных приложениях. Регулятор также обязал финансовые организации привести вид и дизайн информации по ПСК в соответствие данным про выгодную процентную ставку. То есть все параметры сведений про вознаграждение в текстовом или звуковом формате должны быть идентичными. Больше нельзя скрыть неудобную информацию за мелким и полупрозрачным шрифтом.

Если к кредитованию прилагаются дополнительные платные услуги, то об этом тоже придется сообщать в рекламе. Потребитель должен сразу видеть, какие еще договоры ему придется заключить или товары приобрести, чтобы получить заемные средства по наиболее выгодной ставке. В Центробанке считают, что полное и достоверное отображение условий кредитования в рекламе поможет гражданам более реалистично рассчитывать свою долговую нагрузку.

Напомним, что по данным на ноябрь 2023 года ПСК в микрофинансовых организациях составляет от 0% до 292% годовых.

Ожидания регулятора от нововведения

Ожидания регулятора от нововведения

Дополнительные условия по отображению ПСК должны искоренить манипуляции вниманием заемщиков. Теперь они будут видеть более честную информацию о ставках. Это позволит им сделать более точные выводы, хватит ли денег, и могут ли они позволить себе такую переплату.

Помимо платежей, предусмотренных в кредитном договоре, в полную стоимость кредита также нужно включать прочие выплаты, от которых зависят параметры сделки (меняется ставка, срок и прочее). Это может быть страховка, плата за увеличение лимита, проверку залогового имущества и другое. Если заемщик вносит какие-то деньги, чтобы повлиять на свой кредит и улучшение его условий, то они все должны быть учтены в ПСК.

Ожидается, что риск навязывания допуслуг снизится. Теперь заемщики будут наглядно видеть, за что еще кроме самого факта пользования деньгами они платят. И если услуга им не нужна — смогут отказаться.

Еще статья по теме:

Самая опасная финансовая реклама в Интернете по версии Центробанка

Автор материала:
Георгий Гросс

Финансовый аналитик, автор торговых стратегий автоследования и доверительного управления активами.

Zaimtime.ru