Как финорганизации должны получать согласие клиента на доступ к его кредитной истории
Вы здесь
На законодательном уровне указано, что финансовые организации обязаны запрашивать у клиента согласие на доступ к его кредитной истории. Но на деле далеко не все кредиторы делают это открыто и с правом выбора для заемщика. Чтобы поправить ситуацию, Центробанк переслал финорганизациям информационное письмо о согласии на получение кредитного отчета. Разберем ситуацию подробнее.
Ситуация с запросом КИ
Немалая часть банков и микрофинансовых организаций добавляют пункт с разрешением на доступ к КИ клиента в текст договора по умолчанию. Таким образом у потребителя не остается выбора, разрешать кредитору запрашивать информацию или нет. Подписывая договор, он автоматически соглашается на это. Более того, некоторые финансовые организации включают в список лиц, которым выдается доступ, еще и своих партнеров.
Поскольку обсуждаемый пункт оказывается просто частью договора, заемщик не может убрать только его. Если он не согласен на запрос кредитной истории, то ему придется вообще отказаться от оформления финансового продукта. Получается, его ставят в безвыходное положение — либо подписывай документ целиком, либо ищи другое место для оформления кредита, займа, карты и так далее.
Позиция Центробанка по доступу к КИ
В Центробанке РФ отметили, что автоматическое согласие на запросы КИ недопустимо. У клиента, который хочет оформить финансовый продукт, должна быть возможность действительно сделать выбор. Для этого в договоре следует выделить информацию о предоставлении разрешения, где потребитель сможет поставить галочку напротив утвердительного или отрицательного ответа. Если право запроса кредитной истории необходимо получить для нескольких организаций, нужно сделать отдельную строчку с выбором для каждой из них.
Какие сведения должно содержать согласие:
- данные, которые будут включены в титульную часть КИ субъекта;
- цель и дата оформления разрешения;
- наименование пользователи (для юрлица) или ФИО (для ИП).
Регулятор также обнаружил, что автоматическое согласие на доступ к кредитной истории иногда включают не только в договор финансового продукта, но и в заявление о предоставлении займа, договор страхования, заявку на выпуск карточки, открытие вклада или счета. Независимо от формы документа у клиента должен быть выбор, давать разрешение или нет. Поэтому размещение данного пункта по умолчанию недопустимо.
В Центробанке считают, что описанный способ получать разрешение нарушает права потребителей. В связи с этим финансовые организации оповещены о необходимости изменить подход и переделать формы документов. Официальное Информационное письмо №ИН-010-59/95 от 21.07.2022 размещено на сайте Банка России специально для кредитных организаций и некредитных финорганизаций.
Читайте также:
Каков уровень осведомленности граждан РФ о кредитной истории?
- 220