Кредитные истории будут составлять по-новому: что поменялось с 1 января?

Вы здесь

С января 2022 года бюро кредитных историй формируют свои отчеты по новым правилам. Квалифицированные БКИ внедрили единый подход для расчета индивидуального рейтинга граждан. Появилась стандартная шкала с оценкой от 1 до 999 пунктов определенный состав данных, которые будут предоставлять пользователю. Рассказываем подробнее об этих и других нововведениях.

Что меняется в области формирования кредитных историй

Для удобного визуального восприятия информации значение персонального рейтинга человека будет отображаться на шкале с цветом. С ее помощью можно будет понять, какая степень кредитоспособности присуждена: низкая, средняя, высокая или очень высокая. Также в качестве разъяснения должны быть отмечены факторы, которые особо сильно влияют на составленный рейтинг. Это поможет заемщику изучить состояние своей кредитной истории в наиболее доступной и наглядной форме. Такой отчет можно будет получить в любом квалифицированном БКИ. Эксперты ожидают, что нововведения помогут повысить финансовую грамотность граждан.

Еще одно изменение с января — сокращение срока хранения КИ. Теперь документ будет доступен в течение 7 лет, а не 10, как было раньше. Срок хранения будут определять не для всей истории, а для каждой отдельной сделки. Отсчет будет производиться от последнего изменения обязательства. Новое правило актуально только для договоров с изменениями начиная с января. Описанный подход соотносится с практикой, принятой на международном рынке. Так удается не учитывать в КИ события, которые произошли слишком давно и уже не могут объективно характеризовать кредитоспособность человека.  

кредитная история

Также нововведения коснулись порядка оспаривания информации из кредитной истории. Теперь заемщик может делать это через кредитора, который отправил в бюро соответствующие данные. По актуальным правилам он обязан принять запрос, проверить сведения и вынести вердикт о корректности информации. Если все на самом деле верно, то в течение 10 дней заемщику сообщают об этом и об отказе вносить изменения. Если ошибка на самом деле есть, то в этот же срок производится корректировка. Ранее потребителю приходилось самому решать вопрос, напрямую обращаясь в БКИ. В 2022 году такая схема по-прежнему действует, но не является приоритетной. 

Время оспаривания информации из отчетов по сути сократилось почти в два раза. Ранее регулятор также рекомендовал кредитным учреждениям организовать возможность отправлять официальные запросы в электронном виде. Это поможет ускорить процесс выявления ошибок. 

Также с января появится возможность восстановить КИ, если ее часть была утеряна. Норма актуальна для ситуаций, когда кредитор проходит процедуру банкротства или к нему применяют меры по его предупреждению. Гражданин может отправить заявление в адрес компании, которой управляет арбитражный управляющий или временный административный орган. Он может потребовать перепроверить документы, подтверждающие закрытие кредита, информация о котором была утеряна. Кредитор в течение 20 дней обязан рассмотреть запрос и при подтверждении факта отправить в бюро КИ дополнительные данные. 

Изменились также правила по предоставлению сведений в БКИ для банков с большим портфелем кредитования физлиц (от 100 млрд руб.) и системно значимых финорганизаций. С января они должны отправлять информацию минимум в два бюро. Ожидается, что такой подход позволит поддержать конкуренцию между БКИ и обеспечить полноту предоставленных о заемщике данных.

Для повышения актуальности сведений из КИ срок их предоставления в бюро сокращен с 5 до 3 рабочих дней. 

И последнее из наиболее важных нововведений — кредитную историю не будут формировать на основе только запросов в бюро. Если непосредственно за кредитом человек не обращался, то и КИ у него будет. Так отчет станет более информативным. 

Zaimtime.ru