Финуполномоченному пришлось вернуть 90% обращений. Клиенты МФО не разобрались, на что именно жаловаться омбудсмену

Вы здесь

Ранее мы рассказали, что с 2020 года жалобами заемщиков на микрофинансовые организации будет заниматься финуполномоченный. То есть при возникновении спора между клиентом и кредитором на сумму до 500 тыс. руб. первый должен сначала обратиться непосредственно к МФО, а при отсутствии решения — к финансовому омбудсмену. Напрямую идти в суд, пропустив перечисленные этапы, нельзя. Это нововведение привело к интересному результату: заемщики не растерялись и начали писать финуполномоченному, но «не по теме». Из-за несоответствия цели запроса омбудсмену пришлось вернуть 90% обращений. Все они оказались не в его компетенции. Поэтому разберемся еще раз, с какими вопросами нужно идти к финомбудсмену, а с какими — в другие органы.

Какие запросы рассматривает финансовый омбудсмен

Обращаться к финомбудсмену нужно только после попытки урегулировать спор непосредственно с микрофинансовой организацией. Это делается путем направления компании заявления с жалобами.Если кредитор не ответит или предложит неудовлетворительное решение проблемы, то можно идти дальше.

Финансовый уполномоченный рассматривает претензии исключительно имущественного характера. В них входят требования потребителей к МФО о взыскании с нее денежных средств, например, о возврате излишне уплаченноговознаграждения за пользование займом.Также он может рассмотреть запросы по поводу возврата платы за дополнительные услуги, о неверно рассчитанных процентах, штрафах и пенях, если заявитель хочет истребовать их обратно с кредитора.По претензиям существует срок исковой давности — 3 года.

Он не занимается вопросами, связанными с:

  • реструктуризацией и рефинансированием задолженности;
  • действиями коллекторов;
  • оспариванием самого факта заключения договора займа;
  • мошенническими действиями кредитора;
  • имущественными требования на сумму более 500 тыс. руб.

Обращения принимают онлайн через сайт finombudsman.ruили в письменной форме по адресу организации в Москве.

На что жалуются заемщики

За февраль 2020 года в Службу обеспечения деятельности финуполномоченного был направлен 51 запрос. За месяц (с января) объем обращений вырос в 1,5 раза. К концу года эксперты прогнозируют рост числа писем до 20 000. На текущий же моментиз 85 присланных жалоб приняли и рассмотрели только 9. Оставшиеся пришлось отправить гражданам обратно, потому что они не соответствовали компетенциям специалиста.

Заемщики жалуются омбудсмену на мошеннические манипуляции со стороны финансовых организаций, на оформление займов аферистами по чужим документам, а также на неправомерные действия коллекторов. Финуполномоченный не рассматривает подобные претензии. С такими жалобами необходимо обращаться в правоохранительные органы.

Если МФО состоит в реестре, то существуют дополнительные каналы воздействия на него через регулирующие ведомства. Если же речь идет о нелегально работающей компании, то на нее нужно жаловаться в полицию. Как отличить легального кредитора от нелегального, и куда направлять претензии, читайте в соответствующей статье.

 

Zaimtime.ru