Российские МФК выходят на международный рынок: на повестке Вьетнам, Индия, Латинская Америка
Вы здесь
После нескольких лет затишья микрофинансовые организации РФ вновь обратили внимание на зарубежные рынки. К примеру, ГК «Финбридж» (им также принадлежит МФО «Деньги сразу») собираются открыть отделение в Индии, а группа компаний Eqvanta уже запустили бизнес во Вьетнаме. Такие страны привлекательны для микрофинансистов из-за большого количества жителей и недостаточно активного распространения финансовых услуг. То есть потенциальных клиентов там много, а конкуренция не высокая. Но если так, почему за рубежом лишь единицы российских МФО? Среди сдерживающих факторов: незнание специфических порядков определенных стран, нестабильность валюты, отсутствие скоринговой базы с оценками потенциальных заемщиков. Рассмотрим, кто из российских микрофинансистов все-таки решился выйти на чужой рынок.
Eqvanta о выходе на азиатский рынок
ГК Eqvanta (владеют МФК «Быстроденьги» и МКК «Турбозайм») открыли дочернюю организацию во Вьетнаме. Они назвали ее EIB Asia Company Limited. Ранее данная группа компаний не была представлена в зарубежном сегменте, но опыт работы с иностранными клиентами у них есть. Читайте подробнее об этом в статье «Крупные компании начали выдавать займы мигрантам».
Генеральный директор группы Экванта Клейменов Андрей отметил, что на весь период продвижения нового проекта до момента выхода на прибыль им понадобится около 2 млн долларов. В эту сумму войдут разработка IT-инфраструктуры, услуги консалтинга, создание финансового портфеля. По расчетам руководства начать получать доход с зарубежной деятельности они смогут минимум через 3 года. Те же сроки нужны, чтобы можно было думать о возвратности инвестиционных вложений.
Почему был выбран именно Вьетнам? В процессе принятия решения специалисты ГК проанализировали рынки Африки, Азии и Европы. Юго-Восток Азии оказался самым потенциально выгодным для микрофинансовой деятельности. В той области численность населения достигает 100 млн человек, причем большая часть из них не имеет доступа к услугам банковских организаций. Одновременно с этим у очень многих есть современные телефоны и свободный выход в Интернет (согласно статистике число смартфонов на 1 тысячу вьетнамского населения в два раза больше, чем тот же показатель в РФ). Все это делает жителей Вьетнама идеальными потенциальными клиентами МФО.
Международный опыт других МФО
Российские микрокредиторы уже не первый раз пробуют свои силы в иностранном сегменте. К примеру, МФК «Финбридж» на протяжении трех лет занимаются развитием платежного сервиса на Филиппинах и во Вьетнаме. Весной они собирались зайти с проектом на рынок Индии, но планы поменялись из-за коронавируса. Пока обстановка в стране не располагает к развитию бизнеса, но от своей идеи финансисты не отказываются. Они готовы потратить на этот проект до 10 млн долларов.
IDF Eurasia (МФК «Мани Мен», МФО «Solva») работает в Казахстане, Испании и Мексике.
Lime Credit Group (в РФ — «Лайм-Займ») на протяжении нескольких лет выдают деньги под проценты в ЮАР и Мексике. Они выбирают страны с численностью населения от 30 млн человек. Руководитель компании Нефедов Алексей отмечает, что для сферы микрофинансирования важно, чтобы сегмент онлайн-кредитования находился в стадии роста. Тогда начать свой бизнес на новой территории будет проще. Также в обязательном порядке нужно ознакомиться с местным законодательством, чтобы снизить риски и не нажить проблем.
Присматривается к зарубежным клиентам и онлайн-сервис Webbankir. Такой новостью поделился их генеральный директор Пономарев Андрей. Они рассматривают для расширения бизнеса Латинскую Америку и Азию.
Эксперты советуют российским компаниям и предпринимателям внимательно отнестись к законам чужого рынка. В зависимости от государства может меняться регулирование, нормы безопасности и идентификации, подход к скорингу и общению с заемщиками и прочие правила. За кажущейся простотой поиска клиентов может скрываться высокий уровень их закредитованности, а это чревато появлением непогашенных долгов.
В СРО «МиР» считают, что выход российских микрофинансистов за границу — это закономерный путь развития бизнеса. Если кредитор исчерпал источники роста в пределах одной страны, то самое время расширяться. Также вариант международной деятельности подходит тем, у кого получилось создать универсальную модель финансирования для разных рынков.
Еще статья по теме — Зарубежный опыт: какие проценты в иностранных МФО?
- 601