МФО ищут клиентов среди продавцов на маркетплейсах — приживется ли новое направление рынка?

Вы здесь

Микрофинансовые организации обратили внимание на новые направления в поиске клиентов. В этот раз кредиторы заинтересовались продавцами с маркетплейсов. Небольшие организации и предприниматели часто нуждаются в денежных средствах на развитие бизнеса, расширение ассортимента, рекламу, и МФО могли бы стать для них отличной финансовой поддержкой. Такой сегмент клиентов нельзя назвать особо выгодным, но на данный момент в нем низкая конкуренция. Это дает микрофинансистам возможность занять лидирующие позиции в новых направлениях.

Что МФО хотят предложить представителям онлайн-торговли

На выдаче займов продавцам из сектора розничной онлайн-торговли специализируется МКК «Папа Финанс» (дочерняя фирма компании MigCredit). Ранее мы рассказывали, что они попали в топ-20 МФО, которые предоставляют деньги под проценты представителям малого и среднего бизнеса. В 2020 году они запустили кредитование поставщиков Ozon, а позже — расширили список торговых площадок. Сейчас они обслуживают свыше 800 клиентов указанной категории.

В головной организации «МигКредит» также задумывались о внедрении нового продукта — лимита на покупки для юридических лиц. По задумке кредитора инструментом «МигЛимит» могут воспользоваться поставщики с различных маркетплейсов. Деньги будут присылать на счет, которым можно управлять с сайта торговой площадки. Подобными направлениями по финансированию компаний начинают интересоваться все больше микрофинансистов на рынке. Банки отказывают селлерам из-за непредсказуемости их прибыли и малых оборотов, фонды поддержки на уровне регионов выдвигают высокие требования, либо вообще не сотрудничают с онлайн-продавцами. Получается, что у МФО есть все шансы занять новую нишу на рынке.

маркетплейсы и мфо

В группе Finbridge («Деньги Сразу», OneClickMoney и другие) сообщили, что работают над запуском проекта по финансированию продавцов маркетплейсов. Инвестиции в новое направление оценивают в 400 млн рублей. Новостью с журналистами поделился учредитель ГК Корнилов Леонид Леонидович.

Продукт от «Финбридж» объединит несколько схем сотрудничества:

  • выдача денег под проценты;
  • логистическое и бухгалтерское обслуживание;
  • вложение средств в капитал подобных проектов.

В планах ГК установить процентную ставку для заемщиков на уровне 15% годовых.

В группе оценили, что сейчас на маркетплейсах свои товары предлагают около 200 тысяч активных поставщиков. Оборот более 1 млн рублей в месяц имеют примерно 10 тысяч из них. Общий объем кредитования продавцов достигает 30–50 млрд рублей. Большая часть из них — новички на рынке, либо компании, получающие не более 300 млн рублей за год. Finbridge планирует занять до 10% от данного сектора кредитования.

маркетплейсы и мфо

В IDF Eurasia (Moneyman и другие) уже активно развивают это направление. Кредитор выделяет продавцов в отдельную категорию с дальнейшей сегментацией внутри нее: на ИП, юрлиц и т.д. Так им проще оценивать риск-профиль заемщиков и подбирать для них наиболее подходящие продукты.

В чем специфика кредитования онлайн-продавцов

Выдача денег под проценты обычным физлицам и продавцам с маркетплейсов — не одно и то же. У второго направления деятельности есть своя специфика. Кредиторам нужно обзавестись инструментами для оценки рисков на торговых онлайн-площадках. Обычные долгосрочные займы с уплатой задолженности в фиксированные даты здесь не подойдут. Для селлеров нужно открывать возобновляемые кредитные линии, возвращать деньги по которым можно будет без четко установленных платежей и дней переводов.

В СРО «МиР» считают, что доля микрозаймов малым и средним предприятиям достигнет 16–18% в общем объеме выдач. Случится это уже через 2–3 года. Это означает, что на рынке появятся новые типы финансовых продуктов для разных клиентских направлений. Сегмент еще не занят, можно ожидать выхода на него других микрофинансистов и технологичных банков. При этом у МФО будет преимущество, так как они работают быстрее и относятся к риску терпимее.

Пока что в основной массе микрофинансовые организации побаиваются клиентов из микробизнеса. К примеру, Eqvanta («Быстроденьги», «Турбозайм» и др.) закрыли сегмент финансирования МСБ и не планируют его восстанавливать. В Zaymer полагают, что для кредитования продавцов нужно серьезно вложиться в систему скоринга, принципиально изменить оценку рисков, а это не так просто и дешево.

Zaimtime.ru