Из банка звонят через мессенджер — в чем подвох?
Вы здесь
Для предотвращения мошеннических звонков появляются специальные антиспам-фильтры. Такое программное обеспечение предупреждает пользователей о подозрительных контактах. Подобные технологии усложняют жизнь аферистов, ведь им приходится искать новые варианты для связи с потенциальными жертвами. И одним из таких вариантов стали мессенджеры. В них еще не встроена антиспам-защита, поэтому звонки от злоумышленников проходят без преград. Если им удается связаться с человеком, то далее в ход идет социальная инженерия. Они представляются сотрудниками банков и различными способами выманивают у жертвы деньги или персональные данные. Именно поэтому граждан просят обратить особое внимание на звонки в мессенджерах от неизвестных контактов.
Как мошенники прикидываются банками в мессенджерах
Злоумышленники регистрируют отдельные аккаунты в мессенджерах и скрывают номера телефонов. На аватарку они устанавливают лого известных в РФ банков. Пользователи видят привычную картинку, от чего их доверие новому аккаунту повышается.
Когда человек видит звонок от контакта со знакомым логотипом, он может автоматически его принять. Далее — дело за социальной инженерией. Аферисты представляются сотрудниками финансовой организации и втираются в доверие потенциальной жертвы. Кто-то делает упор на авторитет банка и важность сотрудничества гражданина с ним, а кто-то — на запугивание собеседника. Во втором случае они сообщают гражданину о возможном хищении средств и требуют как можно быстрее сообщить данные по банковскому счету.
В обоих вариантах цель мошенников — завладеть конфиденциальной информацией и доступом к денежным средствам. В разговоре они попытаются выманить реквизиты банковской карты, коды из СМС, логины и пароли для входа в интернет-банк и другие сведения. Когда все нужные данные будут на руках, они попытаются списать деньги с банковских карт и счетов пострадавшего.
Эксперты напомнили, что коды из СМС-сообщений и другие персональные данные нельзя сообщать никому. Даже представители банков не имеют права требовать такую информацию. Если есть сомнения в подлинности звонка, лучше положить трубку и связаться с финансовой организацией самостоятельно по контактам с ее официального сайта.
Многие крупные банки сейчас действительно имеют группы в социальных сетях и аккаунты в популярных мессенджерах. Они используют их для продвижения своих услуг, ознакомления клиентов с продуктовыми новинками и распространения новостей организации. Но потребителям важно понимать, что кредитные организации не будут использовать мессенджеры для связи с клиентами через звонки. Для этого у них есть специализированные колл-центры и официальные номера телефонов. Это часть финансовой грамотности и обеспечения личной безопасности — знать, что банк звонит со своего номера, и прервать разговор, если он кажется подозрительным.
Как много аферистов в соцсетях
По статистике Центробанка за 2022 год было обнаружено около 2 тысяч мошеннических групп в социальных сетях и порядка 20 фальшивых приложений для смартфонов. Ранее регулятор не отслеживал соцсети, мессенджеры и мобильные приложения. Статистика ведется с февраля 2022-го. Злоумышленники выдавали себя за официальные аккаунты банков, МФО, страховых компаний, инвестсоветников, брокеров.
Банк России отправил сведения о нарушителях в Генпрокуратуру для дальнейшей блокировки их аккаунтов и программ.
В случае обнаружения мошенников в мессенджере или соцсетях гражданам следует сообщать об этом в магазины приложений и администраторам. Если те отреагируют оперативно, то успеют закрыть поддельные каналы до того, как на них попадутся другие граждане. Также стоит сообщить о проблеме в организацию, от имени которой действуют аферисты. Дополнительно можно пожаловаться на проблему в Центробанк через интернет-приемную.
- 1926