Гендиректор Moneyman Ирина Хорошко рассказала о перспективах онлайн-кредитования в России

Вы здесь

Хорошко Иринагенеральный директор сервиса кредитования MoneyMan — в своем интервью популярному финансовому порталу поделилась экспертным мнением относительно будущего онлайн-кредитов на российском рынке. Она рассказала о влиянии законодательных инициатив, конкуренции МФК и МКК, возрастной категории клиентов и других особенностях сектора онлайн-займов. Обратимся к наиболее интересным фактам из интервью.

О будущем онлайн-займов

Выросли ли выдачи онлайн-кредитов в 2019 году и чего ждать в 2020?

В 2019-м году в сравнении с прошлым отчетным периодом весь рынок микрофинансирования вырос примерно на 20%. Общая оценка сектора МФО к концу года в денежном выражении достигла 220 млрд руб. Результаты за текущий год станут известны только в январе 2021. Что касается онлайн-займов, то они занимают почти половину от всех выдач. Гендиректор Манимен предполагает, что в 2020-м доля удаленно оформленных микрокредитов составит 100 млрд руб. (примерно 7 млн договоров). Уже сейчас финансисты фиксируют планомерный переход клиентов из офлайн-сегмента в онлайн. Их наблюдения подтверждает и Центробанк РФ. Предполагается, что к концу года каждый второй микрозайм в стране будут выдавать онлайн.

ирина хорошко манимен

Есть ли конкуренция между МФК и МКК по займам онлайн?

По состоянию на 15.07.2020 в стране официально зарегистрировано 36 микрофинансовых и 1 616 микрокредитных компаний. Но существенное преимущество в численности созданных МКК не помогло им занять лидирующие позиции в сфере онлайн-кредитования. Основной объем удаленно оформленных займов принадлежит крупным МФК.

Ирина Хорошко подчеркнула, что микрокредитные компании смогут составить конкуренцию микрофинансовым собратьям, если найдут надежные источники финансирования. Сейчас они не могут привлекать денежные средства от физических лиц или кредитоваться в банке. По этим причинам МКК достаточно сложно увеличивать фондирование и расширять свою деятельность без сторонней поддержки. Когда источник финансов найдется, они смогут без труда развить онлайн-направление и составить конкуренцию МФК. Сейчас на рынке заметную роль играют только 1–2 МКК.

Как законодательные инициативы меняют рынок?

Особо заметные изменения на рынке были зафиксированы в январе и июле. Тогда вступили в силу ограничения по размеру процентов и максимальных начислений по займу. Часть МФО тогда не выдержали нововведений и приостановили деятельность.

С января 2020 регулятор ввел новые ограничения и делегировал некоторые организационные вопросы и разбирательства финансовым омбудсменам. Опять же не все компании смогли переключиться на усложненные правила работы. Реестр МФО потерял еще часть кредиторов. В тяжелые времена рынок очищается от слабых игроков и дает возможность сильным еще больше расширить свое влияние. А поскольку среди сильных — в основном МФК, то можно говорить о будущем активном развитии онлайн-кредитования.

Чем отличается типичный онлайн-заемщик от офлайн-клиента?

По словам гендиректора Moneyman средний возраст онлайн-клиентов ниже, чем у заемщиков, приходящих за заключением сделки в офис. Но тенденция меняется. Возраст онлайн-заемщиков постепенно повышается. За последнее время компания зафиксировала увеличение среднего возраста клиентов с 20–30 лет до 23–35 лет. Подобные изменения обусловлены как трансформациями внутри сектора, так и внешними факторами. К примеру, поток взрослых и технически подкованных заявителей постепенно перемещается из банков, где они получают отказы из-за ужесточения условий договоров. На 2020 год примерный портрет онлайн-заемщика Мани Мен выглядит так: это мужчина 33 лет с высшим образованием и ЗП от 40 000 руб. в месяц.

moneyman хорошко

А что по поводу географической составляющей? По статистике за прошлый год около 70% заемщиков были жителями крупных городов. Но займы онлайн тем и хороши, что их можно брать из любого населенного пункта РФ. Так на начало 2020-го 30% онлайн-клиентов Money Man были жителями небольших городков или сел. И по прогнозам экспертов их доля будет расти.

Что служит драйвером развития онлайн-кредитования в РФ?

Микрофинансирование онлайн — это грамотное сочетание сфер IT и финансов. Компаниям, выдающим займы удаленно, нужно интересоваться и разбираться в темах искусственного интеллекта, Machine Learning, Big Data и следить за всеми технологическими новинками. Даже банковские организации согласились с утверждением, что сектор МФО в каких-то вопросах намного технологичнее. Удаленный скоринг — это высший пилотаж для кредиторов. Настоящая гонка сейчас идет за источники данных и их правильное использование. К чему это приведет микрофинансовый рынок, узнаем в ближайшем будущем!

Zaimtime.ru