Центробанк распорядился, чтобы потребителям предоставили доступ к важной информации об МФК и КПК
Вы здесь
ЦБ РФ обязал крупные кредитные потребительские кооперативы (с количеством пайщиков от 3 000) и микрофинансовые компании регулярно размещать на своих веб-ресурсах важные сведения для пользователей. Речь идет, среди прочего, о данных по результатам финансово-хозяйственной деятельности организаций. Ожидается, что требование регулятора сделает работу компаний микрофинансового сектора более прозрачной и понятной. Проект указаний разработан ЦБ РФ.
Какие данные станут доступны потребителям в обязательном порядке:
- сведения о деятельности организации, способные оказать влияние на решение, размещать ли в МФК или КПК свои финансы;
- порядок привлечения денежных средств и предоставления микрозаймов;
- полный список контактных данных: телефоны для связи, ФИО директора, адрес и сведения по надзорному органу, в который можно обратиться с жалобой при возникновении конфликтов и проблемных ситуаций;
- информация о предписаниях от Центробанка РФ, в соответствии с которыми ограничивается полностью или частично выдача займов или процесс привлечения средств от потребителей;
- данные о проведении общих собраний пайщиков (только для КПК).
Кредиторам понадобится также донести до всех потенциальных и действующих клиентов информацию о возможности обратиться за помощью к финансовому омбудсмену. Пока что далеко не все микрофинансовые организации рассказали об этом хотя бы в своих новостях. Хотя досудебное решение конфликтов с заемщиками выгодно обеим сторонам.
Особенно важным нововведение будет для граждан, которые собираются вложить свои деньги в МФК или стать пайщиками КПК. Инвесторы и члены кооператива (как действующие, так и будущие) смогут активнее участвовать в делах компании и объективно оценивать свои риски. У них будет возможность отслеживать внутренние процессы управления, чтобы предупредить возможное злоупотребление или недостаточно внимательное отношение со стороны руководства к вложенному капиталу.
Дополнительно в проектах указаний содержится порядок представления информации на онлайн-площадках компаний. Больше не получится прятать важные, но не самые выгодные сведения где-то в подвале странички за незаметной ссылкой. Помимо этого, МФК и КПК будут обязаны следить за актуальностью данных. Сроки их обновления устанавливаются регулятором.
Право на отказ от дополнительных услуг
Также ЦБ РФ и Роспотребнадзор напомнили кредиторам о недопустимости навязывания клиентам допуслуг за отдельную плату. В их число входят юридическая помощь, финансовые консультации и прочая информационная поддержка, не связанная напрямую с оформлением займа. Также они обратили внимание компаний на тот факт, что потребитель имеет право отказаться и от уже приобретенных услуг.
Надзорные органы получают большое количество жалоб на давление со стороны кредиторов при заключении сделки. Они просто не дают пользователю взять кредит или займ, если тот не соглашается на дополнительные услуги. Такое поведение недопустимо и противозаконно. Любые условия договора, которые противоречат законным правам потребителя, признаются недействительными.
- 161