Второй раз за всю историю микрофинансового рынка МФО снизили объем выдач более чем на 20%

Вы здесь

В марте микрофинансовые организации снизили объемы выдачи микрокредитов более чем на 20%. За всю историю рынка это второй случай настолько серьезного сокращения доли одобренных сделок. Как обстоят дела в микрофинансовом секторе сейчас, рассказали эксперты.

Как МФО ведут себя в кризис

Центробанк РФ выразил обеспокоенность возможным ростом уровня закредитованности граждан. Спрос на заемные средства со стороны населения растет. Многие обращают свое внимание на доступные микрозаймы. Но микрофинансовые организации ведут себя ответственно и не пытаются использовать уязвимость клиентов в нестабильной экономической ситуации.

Представитель ЦБ РФ на своем выступлении на MFO Russia Forum отметил, что объемы выдач микрозаймов только за март упали примерно на 22%. Это еще не официальные отчетные данные, а лишь сведения по выборке, но они уже позволяют сформировать представление о поведении компаний сектора. Микрофинансисты стараются внимательнее относиться к заявкам от клиентов, чтобы не повышать их закредитованность.

Вместе со снижением объема выдач уменьшились и размеры кредитных портфелей. Тенденция на рост отказов наблюдается на микрофинансовом рынке второй раз за все время его существования. Впервые объем портфелей показал снижение в период пандемии коронавируса. Тогда многим отделениям микрофинансовых организаций пришлось закрыться из-за локдауна, что сказалось на объеме выдач. Некоторые компании сознательно ужесточили скоринг, чтобы займы не оказались на руках у тех, кто не сможет их вернуть. До этого, начиная с 2014 года, портфель микрозаймов только увеличивался.

кризис в мфо

В нынешней экономической ситуации размеры портфелей снижаются по следующим причинам:

  • Осторожное поведение клиентов, которые не хотят набирать финансовых обязательств в нестабильной экономической ситуации.
  • Ужесточение скоринга и риск-политики со стороны кредиторов.

Кредиторы сознательно уменьшают сроки и суммы микрозаймов, тщательнее проверяют клиентов, уменьшают трафик, чтобы не создавать лишних проблем с возвратом долгов. Некоторые МФО временно прекращают сотрудничество с площадками-лидогенераторами и убирают рекламу в Интернете. Основная цель — сохранить устойчивость бизнеса, не накапливать рисковые сделки и должников.

Сами заемщики тоже запрашивают суммы меньше, чем обычно. В марте среднее значение по заявкам составило 16 300 рублей. Это минимум за последние три года.

С какими проблемами сталкиваются МФО

Микрофинансисты также столкнулись с определенными проблемами при ведении деятельности в кризис. Вместе со снижением объема выдач у них сократился и денежный поток. А это напрямую влияет на прибыльность бизнеса. Также фондирование компаний стало менее доступным. Ставки для привлечения капитала выросли примерно в полтора раза.

Некоторые МФО отметили увеличение расходов на обеспечение работы программных продуктов. Дополнительные средства понадобились для перестройки сетевой инфраструктуры. Выросла стоимость SMS-рассылок, антифрод-систем и прочих инструментов защиты. Рост затрат сказывается на рентабельности и достаточности капитала. Некоторые компании ждут убытки по итогам финансового года.

В Центробанке опасаются, что из-за снижения числа предложений от МФО при сохраняющемся спросе со стороны граждан на рынок могут выйти «черные кредиторы». Они не заботятся о платежеспособности клиентов, что может привести к росту закредитованности. Потребителей призывают не прибегать к услугам непроверенных компаний, чтобы не получить еще больших финансовых проблем.

Zaimtime.ru