Правила общения коллекторов со знакомыми и родственниками неплательщика ужесточат

Вы здесь

Минюст планирует ужесточить правила для кредиторов и коллекторов в части их общения с родственниками и знакомыми должника (третьими лицами). Ведомство хочет обязать взыскателей предварительно получать в письменном виде разрешение на взаимодействие с ними. Изменения могут вступить в силу уже с 2021 года. Обновленные требования были озвучены не только устно. Они уже зафиксированы в рабочем варианте проекта ФЗ «О деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц».

Что хотят изменить

По действующим нормам 230-ФЗ третьими лицами называют любых людей, каким-либо образом связанных с должником. В отдельную категорию вынесены члены семьи, сожители, родные и соседи. Коллекторы могут взаимодействовать с третьими лицами, если те не выразили своего несогласия. То есть на деле взыскатели опираются только на согласие должника (выраженное в финансовом договоре), а его знакомым нужно приложить какое-то усилие, чтобы запретить контакты с ними. По умолчанию они такого права как будто и не имеют, потому что коллекторы с успехом обходят многие неоднозначные законные формулировки. Именно поэтому и нужно четкое определение, в каких случаях взыскатели могут тревожить третьих лиц по вопросам чужой просрочки.

В предложенной версии законопроекта коллекторы или кредиторы будут иметь право обращаться к знакомым должника только при соблюдении 2-х условий:

  • и третье лицо, и должник дали письменное согласие на взаимодействие с ними;
  • они разрешили обрабатывать их персональные сведения.

Под контактами подразумевается личное общение, письма на e-mail, звонки, сообщения (в том числе от коллекторов-роботов).

Как реагируют на предложение кредиторы

Представители большей части опрошенных банков и МФО сообщили, что они не требуют от своих клиентов указать в договоре данные третьих лиц. При взыскании задолженности они якобы не используют альтернативных способов связаться с неплательщиком через чужие контакты. Сотрудник одной крупной микрофинансовой организации уточнил, что в их договоре нет пункта для указания данных других лиц, но заемщики иногда сами записывают несколько телефонов (и не все принадлежат им лично). В такой ситуации при просрочке микрокредита общения с третьими лицами не избежать.

Существующая сейчас формулировка об «отсутствии несогласия» сильно усложняет жизнь знакомым должника. Кто-то из них и не догадывается, что друг взял кредит, следовательно, даже не подумает писать какие-то заявления, пока не начнутся звонки. Большая часть просто не знают, как именно выразить свое несогласие письменно. По жалобам 2019 года выясняется, что некоторые взыскатели находили контакты третьих лиц не в договоре, а через социальные сети и другие информационные каналы.

Сообщается, что на этапе принудительного возврата долга, 70% времени приходится взаимодействовать не с самим неплательщиком, а с его знакомыми. Если нововведение будет реализовано, то коллекторам придется не сладко. Их работа усложнится в разы. На рынок выйдут «черные коллекторы», которые не подчиняются закону.

Очевидно, что на этапе заключения договора, привлеченные третьи лица вряд ли захотят давать согласие на контакты с ними в случае чужой просрочки. Но представители МФО не отчаиваются. Они сообщают, что сейчас больше делают акцент на судебное взыскание, поэтому проблема общения с третьими лицами для них отходит на второй план. К услугам коллекторов они обращаются все реже. Ранее мы рассказывали о том, что депутаты и вовсе хотят запретить работу взыскателей на рынке РФ. Но пока что оба законопроекта в стадии обсуждения.

Zaimtime.ru