О коллекторах и новом законе. Что даёт и кто контролирует?

Вы здесь

«Коллекторский закон» так в народе называют Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 230-ФЗ, который призван регулировать коллекторскую деятельность и, тем самым, облегчить, а главное, обезопасить жизнь простых смертных, взявших кредиты и займы в различных финансовых структурах.

Главное в этом давно ожидаемом и нашумевшем законопроекте – четко прописанные положения, регламентирующие работу коллекторских агентств.

Наконец-то, установлены правовые основы деятельности по возврату просроченной задолженности граждан (кроме ИП). Введены определённые «запреты», не позволяющие коллектору вести себя столь безнаказанно, как это было совсем недавно.

Например, коллектору запрещается:

  • звонить должнику чаще 1 раза в сутки, 2 раз в неделю и 8 раз в месяц;
  • устанавливать связь с должником с 23 часов до 8 утра в будни, и с 20.00 до 9.00 в выходные дни;
  • применять физическую силу, угрожать, причинять вред здоровью и имуществу, оказывать психологическое давление, вводить в заблуждение;
  • скрывать свою фамилию, имя и отчество, должность и название организации, работником которой является;
  • раскрывать сведения о должнике, просроченной задолженности и его взыскании и любые другие персональные данные должника для неограниченного круга, в том числе путем их размещения в Интернете или другим образом;
  • принимать оплату долга от должника, в денежном или другом виде.

Коллектор обязан:

  • относится с уважением и вести диалог с заемщиком корректно;
  • держать связь с должником в пределах рабочего времени;
  • представлять документы, удостоверяющие его полномочия;
  • предоставлять корректную информацию о задолженности и пути погашения.

Согласно закону должник имеет право и может отказаться от общения с кредитором и коллектором, отправив соответствующее заявление через нотариуса или по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо путем вручения заявления под расписку.

Коллекторский закон 2017

Граждане должны помнить, что общаться с заемщиком на предмет погашения просроченной задолженности могут только коллекторские агентства и кредитные организации, включенные в специальный государственный реестр и отвечающие определенным требованиям. Данный перечень публикуется на сайте Федеральной службы судебных приставов (ФССП) России.

Кстати, именно судебные приставы из ФССР и Минюста осуществляют надзор за работой коллекторских агентств, и в случае необходимости граждане могут пожаловаться на коллекторов по телефону доверия ведомства. Номер телефона доверия есть на официальном сайте ФССП. Кроме того, телефоны доверия есть на сайтах территориальных управлений службы судебных приставов. Номер телефона доверия центральной службы: 8(495) 620-65-97. Но проще будет позвонить приставам в своем регионе: именно они и займутся назойливыми коллекторами.

На сегодняшний день, по данным службы судебных приставов, зарегистрировано 553 тысячи организаций, так или иначе связанных с функцией взыскания долгов. Но для многих эта функция записана в качестве дополнительной. Вполне возможно, что иная фирма и вовсе не занимается коллекторством, а записала себе такую работу впрок. Теперь таким компаниям придется определиться: или взыскание долгов, или другой бизнес. По закону, коллекторство может быть только основной и единственной деятельностью. Вероятно, поэтому пока в госреестре зарегистрировано лишь несколько десятков организаций. Но процесс регистрации сейчас идет полным ходом.

Должник не обязан общаться с коллектором, если его фирма не представлена в госреестре. И даже с "белыми" коллекторами он может не взаимодействовать, о чем, как уже говорилось, следует уведомить их в письменной форме.

Однако гражданам следует понимать, что отказ от общения с коллекторами не является прощением долга. Задолженность никуда не испарится. Все законные методы воздействия, в том числе обращение в суд, сохраняются, и недисциплинированный должник рано или поздно столкнется с приходом судебных приставов и взысканием.

Людмила Христофорова, корреспондент Zaimtime.ru