Центробанк раскрыл основные тенденции микрофинансирования сегмента МСП в 2022 году

Вы здесь

Сектор финансирования предпринимателей через МФО показал активный рост в 2022 году. Микрофинансисты помогали бизнесу в непростые периоды, в том числе — за счет займов онлайн. Соответствующий отчет по результатам исследования Центробанк опубликовал на своем официальном сайте. Обратимся к основным показателям статистики и полученным выводам.

Тенденции сегмента МФО относительно займов предпринимателям

В 2022 году микрофинансисты выдали малому бизнесу займов на сумму 70 миллиардов рублей. Этот показатель оказался на 40% выше, чем в прошлом отчетном периоде. Портфель займов предпринимателям вырос за 12 месяцев на 18%.

Большая часть заключенных сделок пришлась на государственные МФО. Они предоставили под проценты 55 млрд руб. (почти 80% от общей суммы). Свыше 500 млн руб. получили самозанятые граждане.

Также в 2022 году продвижение получили коммерческие микрофинансовые организации, занимающиеся финансовой поддержкой МСП. Их доля в общем объеме договоров достигла 20%. Как коммерческие, так и государственные МФО обратили внимание на варианты предоставления денег онлайн. Доля дистанционных выдач достигла 13%. При этом коммерческие компании могут реализовать онлайн почти весь процесс финансирования, а государственные — только его часть.

Тенденции сегмента МФО относительно займов предпринимателям

Качество портфеля займов МСП

Исследование также показало, что улучшилось качество портфеля МСП. К концу 2022-го доля займов с долгами более 90 дней упала на 1,2 п.п., составив 5,6%. Данный показатель был меньше только в третьем квартале 2021 года, тогда он достиг отметки 5,3%. Наиболее высокое значение по проблемным сделкам за последние годы было зафиксировано в июне 2020 года (9,1%).

Статистика по коммерческим и государственным МФО

Исследователи также отдельно рассмотрели особенности работы кредиторов на коммерческой и государственной основе. Для этого в марте 2023-го был проведен опрос 82 таких организаций. Госкомпании показывают более равномерное развитие. У них чаще всего есть сформированная база клиентов, а их рабочие результаты зависят от дотаций государства. Сегмент коммерции растет в целом благодаря отдельным представителям с определенной целевой аудиторией. Часто это предприниматели, реализующие бизнес на онлайн-маркетплейсах. В прошлом году на три первых МФО из списка пришлось примерно 65% выдач.

На какие сферы чаще всего предоставляют займы в государственных МФО:

  • Торговля оптом и в розницу — 28%.
  • Обрабатывающее производство — 20%.
  • Услуги (включая общественное питание) — 17%.
  • Сельское хозяйство — 10%.
  • Строительство — 6%.
  • Транспорт и связь — 9%.
  • Самозанятые — 1%.
  • Прочие виды деятельности — 9%.

Тенденции сегмента МФО относительно займов предпринимателям

К последнему пункту относятся аренда недвижимости, работа по сбору и утилизации отходов, строительство дорог, работы с электромонтажом, техническое обслуживание авто и другие.

Направления кредитования в коммерческих МФО:

  • Оптово-розничная торговля — 83%.
  • Обрабатывающее производство — 1%.
  • Сфера услуг (включая общественное питание) — 2%.
  • Сельское хозяйство — 3%.
  • Строительство — 2%.
  • Транспорт и связь — 1%.
  • Прочие виды деятельности — 8%.

Государственные и коммерческие микрофинансовые организации различаются средним возрастом — 10 и 6 лет соответственно. Также у них разные средние суммы договоров. У первых это 2,1 млн рублей, у вторых — 280 тысяч. Процентная ставка в госкомпаниях составляет около 7% с диапазоном от 2% до 11%. В коммерческих — 30% с диапазоном от 25% до 50%.

Предприниматели чаще всего идут к микрофинансистам за деньгами для запуска бизнеса или его нового направления, пополнения оборотных средств, приобретения основных средств, рефинансирования кредитов и займов.

Zaimtime.ru