Завершился Евразийский микрофинансовый конгресс: какие 5 актуальных аспектов развития рынка выделили эксперты
Вы здесь
Евразийский микрофинансовый конгресс прошел 8 и 9 октября в режиме онлайн. В мероприятии приняли участие игроки рынка МФО и эксперты. Организатором конгресса выступила компания Conglomerat. Финансисты обсуждали, что ждет сектор микрокредитования в будущем в условиях изменившейся реальности (в том числе из-за пандемии коронавируса). Вот 5 наиболее важных тем, поднятых на конференции.
1. Профессиональные кредиторы добровольно уходят с рынка
По статистическим данным количество компаний, ушедших с рынка по собственной инициативе, превысило число тех, кого регулятор отстранил от деятельности из-за различных нарушений. Это связано как с периодом заморозки бизнес-активности из-за COVID-19, так и с ужесточением требований со стороны Центробанка и других надзорных органов. Такая тенденция чревата негативными последствиями для всего микрофинансового сектора. Глава Национального рейтингового агентства (НРА) Четвериков В.Н. отметил, что подобное сокращение реестра МФО рано или поздно приведет к оттоку профессиональных игроков с рынка.
2. Свыше 3,5 млн потребителей вынуждены переключиться на теневой сектор МФО
Уход компаний и снижение объемов выдач проходят одновременно с увеличением спроса на займы. В такой ситуации возникает дисбаланс, из которого могут извлечь пользу не самые добросовестные фирмы. Поскольку в проверенных МФО граждане получают отказы (из-за сниженных риск-аппетитов и ужесточения требований), они вынуждены идти к малоизвестным кредиторам. Около 3,5 млн действующих заемщиков уже столкнулись или столкнутся в ближайшее время с отклоненными заявками в привычных организациях. В конечном счете им придется обращаться за деньгами к теневому сектору.
3. Треть заемщиков МФО имеют возможность стать клиентами банков, но продолжают брать деньги у микрофинансистов
Поскольку требования микрофинансовых организаций к заемщикам становятся жестче, у них остается меньше преимуществ перед банками. Если для получения денег недостаточно оставить онлайн-заявку, а нужно документами доказывать свою платежеспособность и по-другому заслуживать доверие кредитора, клиент может предпочесть заключить сделку в банке. Руководитель маркетингового направления НБКИ Волков А.В. отметил, что микрофинансистам придется искать новые преимущества, чтобы конкурировать с банковскими учреждениями. Привлечь их можно оперативностью принятия решений и скоростью перечисления денег. Развитые дистанционные каналы — их преимущество. Ранее мы рассказывали об исследовании Green Money, в котором они выясняли, почему потребители выбирают МФО вместо банков.
4. Потери от карантинных ограничений еще не компенсированы
Начало второго квартала в 2020 году принесло микрофинансистам много проблем. Компании, которые по большей части работали офлайн, потерпели убытки. На 4 квартал потери еще не были компенсированы. Эксперты НРА считают, что вернуться к докризисному уровню им удастся не ранее 2021 года.
5. МФО активно уходят в онлайн
Чтобы продолжать работу даже во время карантинных ограничений, микрофинансовые организации переходили на онлайн займы. Такой формат удобнее и позволяет заполучить клиентов со всей страны. Со временем компаний, которые выдают деньги дистанционно, будет становиться все больше.
Помимо перечисленных вопросов на конгрессе обсуждали стратегии развития сектора, формирование ценности бренда для МФО, конкуренцию в сегменте и многие другие актуальные темы.
- 156