Сменили направление — теперь банки обратили внимание на клиентов МФО, а не наоборот

Вы здесь

Ранее мы рассказывали, что клиенты банков стали все чаще вместо обычных кредитов выбирать займы в МФО. Такая тенденция была замечена еще в период пандемии коронавируса. Этому поспособствовало ужесточение скоринга в банках. Гражданам было проще взять небольшую сумму в виде микрозайма, чем проходить все проверки на потребительский кредит. В связи с этим МФО стали больше ориентироваться на состоятельных клиентов и активнее продвигать свои услуги для банковской аудитории. В течение двух лет расстановка сил плавно менялась. Уже микрофинансисты ужесточили свой скоринг, чтобы обезопасить себя от ненадежных заемщиков, а банки наоборот стали лояльнее относиться к потребителям, в том числе — бывшим пользователям МФО. В итоге база клиентов перемешалась. Подробнее о ситуации на финансовом рынке рассказываем далее.

Что происходит на рынке заемных средств

Крупные МФО сообщили о результатах работы за первое полугодие 2022 года. Из данных 26 организаций следует, что доходы игроков рынка выросли на 10%, составив 15,9 млн рублей. Увеличение чистой прибыли достигло 30%, хотя в первом квартале было зафиксировано ее падение на 18%. В числовом выражении она составила 5,7 млн рублей. Некоторые компании увеличили затраты на персонал и рекламу на 40% — почти до 5 млн рублей. У самых крупных МФО данный показатель изменился в 2-3 раза.

Эксперты отмечают, что рост расходов на рекламу может быть связан с ужесточением конкуренции за клиентов. В микрофинансовых организациях стало больше заемщиков с более высоким достатком. Чтобы привлечь и удержать их, компаниям приходится выделять дополнительные средства. По сведениям сервиса Zaymer среди граждан с заработком свыше 50 тысяч рублей уже 27,7% хотя бы раз обращались за микрозаймами. 

банки и мфо

МФО стремятся заполучить более обеспеченных россиян в качестве своих клиентов, поскольку так они могут снизить риски невозврата. Такой подход порождает прямую конкуренцию за заемщиков с банками. В связи с чем финансово-кредитные организации стали лояльнее относиться к потребителям. Так для банков уже перестало быть отягчающим фактором наличие в кредитной истории заявителя ранее оформленного микрозайма. В прежние времена они могли отказать человеку в одобрении кредита из-за этого. Об изменении правил скоринга сообщили Moneyman и НБКИ по результатам совместного исследования. Они рассказали, что участники опроса открывали кредитные карты и оформляли потребительские кредиты несмотря на наличие в КИ записи о займе в МФО. Небольшой процент клиентов смогли даже получить автокредит и ипотеку.

Не так давно расстановка сил была совсем другой. Бывшие банковские клиенты шли к микрофинансистам, поскольку больше не могли получить деньги в банке из-за повышенных требований. Особенно тяжело было тем, кто хотел получить свой первый кредит с пустой кредитной историей. Но жесткое регулирование деятельности МФО на законодательном уровне все изменило. Теперь заемщики, которые желают получить микрокредит, тоже проходят серьезную проверку. И в будущем банки могут рассматривать их как желанных клиентов. Основное требование ко всем заемщикам — платежеспособность и дисциплина в погашении долга.

Финансовые консультанты даже стали советовать гражданам «начинать» свою кредитную историю с микрозайма, продолжая кредитными картами и POS-кредитами. И если все предыдущие финансовые обязательства будут выполнены, то они могут обращаться за более крупными суммами в банк. Там посмотрят на прошлые сделки и оценят кредитную дисциплину потенциального клиента.

Пока что процент пересечения заемщиков банков и МФО не слишком высок (около 15% по оценкам экспертов), но в будущем ожидается его увеличение. Поведение потребителей во многом будет зависеть от лояльности финансовых организаций. В конечном счете простому человеку нужны деньги под приемлемый процент, а кто будет готов их выдать — это уже второстепенный вопрос.

Zaimtime.ru