Роскачество займется оценкой продуктов МФО, банков и страховых компаний

Представители Автономной НКО Роскачество заявили о своем желании расширить сферу деятельности на финансовый сектор. Институт хочет заняться оценкой продуктов микрофинансовых организаций, страховщиков и банков с последующим составлением рэнкингов. Они уже начали взаимодействовать с Центробанком, но пока что их деятельность ограничивается сферой повышения финграмотности.

Документ о сотрудничестве был подписан тремя сторонами: регулятором, АРФГ и Роскачеством.

В ближайшее время они будут работать в следующих направлениях:

  • Повышение финансовой грамотности через различные мероприятия.
  • Поддержка инициатив от частных лиц и объединений в области формирования образовательных программ финансовой тематики.
  • Консультирование и экспертная поддержка описанных выше программ.

Чем сейчас занимается НКО

Роскачество создано по указу Правительства в 2015 году. Организация занимается изучением и сравнением продуктов питания, цифровых продуктов и товаров народного потребления. Также в их должностных обязанностях — повышение осведомленности граждан в вопросах потребительских прав.

В каждом исследовании участвует свыше 13 млн человек. Главная их цель — выявить действительно качественный продукт по оценкам потребителей. В противопоставление себе они ставят сайты-агрегаторы по типу sravni.ru и banki.ru, где рейтинги финкомпаний зависят от денежных интересов площадки как рекламодателя. Простые пользователи могут оставлять там свои комментарии и отзывы, но не всегда они будут напрямую влиять на формируемые рейтинги. Конечная цель таких сайтов — продажа финансовых продуктов через рекламу.

Какие направления деятельности Роскачество хочет запустить

НКО не хочет ограничиваться только направлением повышения финансовой грамотности. Они хотят получить возможность формировать реальные рейтинги кредитных, страховых и прочих смежных продуктов. Главная цель работы — вывод с рынка недобросовестных игроков. Руководитель организации Протасов Максим Александрович поделился с регулятором и ассоциацией банков своими идеями по поводу нововведений.

Какие направления интересуют Роскачество:

  • изучение продуктов финансового сектора;
  • оценка и составление рэнкингов;
  • информирование потребителей о качестве и сравнительных особенностях финуслуг;
  • защита прав потребителей до суда и во время его проведения по вопросам реализации некачественных финансовых продуктов;
  • сотрудничество с Банком России в аналитических вопросах: проведение опросов, сбор данных, изучение поведения потребителей и т.д.

Для воплощения задуманных идей в жизнь будет создана специальная рабочая группа. Планируется включить в нее также представителей банковской ассоциации и крупных кредитных организаций. Они будут работать над созданием стандартов качества финуслуг, методик исследований и принципов составления рейтингов.

Какова актуальная ситуация в финансовом секторе

За первые 3 квартала 2021 года число жалоб от потребителей на банки снизилось на 28,2%. Но одновременно с этим выросло недовольство граждан микрофинансовыми и страховыми организациями. На МФО жаловались больше на 37,3%, на страховщиков — на 20,4%. В числовом выражении количество обращений достигло 25 и 28 тысяч соответственно.

Эксперты отмечают, что сейчас в стране не так много организаций, которые проводят объективный анализ качества финансовых услуг. А действительно правдивые оценки могли бы повысить уровень доверия граждан к тем или иным компаниям. Проблема состоит даже не в самих продуктах и предложениях, а в их навязывании и недостаточной финансовой грамотности людей. И пока что наиболее эффективный инструмент для обнаружения некачественных услуг — контрольные закупки. Но чтобы они были результативными, нужно проводить их чаще и под руководством надзорных органов. Иначе без реальной угрозы наказания такие меры мало кого подтолкнут к изменения.

Нерегламентированными проверками некоторые организации занимаются и сейчас. К тому же в Интернете все больше сайтов с отзывами о финансистах. Все это повышает уровень контроля за банками, МФО и страховщиками со стороны общественности, растет репутационное давление. Но пока нет четко прописанной системы проверок, нельзя надеяться на 100% объективные и непредвзятые результаты анализа финкомпаний.