Верный способ испортить кредитную историю или почему не стоит подавать сразу несколько заявок в разные МФО?

В попытке как можно быстрее получить деньги некоторые заемщики отправляют десятки заявок в разные МФО. Они делают это в надежде, что хоть кто-то из кредиторов одобрит необходимую сумму. Но мало кто из них догадывается, что таким образом они портят свою кредитную историю. Как именно это происходит, и почему не стоит подавать сразу несколько заявок, рассказали эксперты финансового рынка.

Почему выросло число онлайн-заявок на займы

В 2020 году онлайн-сегмент микрозаймов вышел на качественно новый уровень. Катализатором роста стала пандемия коронавируса и последующий экономический кризис. Граждане стали больше нуждаться в заемных средствах и реже выходить из дома. Онлайн-займы в такой ситуации оказались очень кстати.

Некоторые банки также внедрили возможность удаленной подачи заявки на кредит, чтобы снизить посещаемость отделений. Для популяризации метода они даже рассылали клиентам соответствующие предложения. Но в непростой экономической обстановке внимание граждан сосредоточилось на микрофинансовом секторе.

Чем опасно неконтролируемое заполнение кредитных анкет

Россияне так увлеклись заполнением онлайн-заявок в МФО, что не заметили, как это начало влиять на качество их кредитных историй. О проблеме сообщили представители ОНФ «За права заемщиков». Они озаботились ситуацией чрезмерного навязывания кредиторами преимуществ онлайн-анкет. В рекламе банки и микрофинансовые организации рассказывают только о положительных сторонах удаленного обращения за деньгами, но никто из них не говорит, что данные об отказах по ним попадают в кредитную историю.

В результате пользователи заполняют онлайн-анкеты будто любопытные тесты, не задумываясь о последствиях. Так они проверяют свои шансы в том или ином банке или МФО или просто сравнивают их индивидуальные предложения. Но каждый отказ по такой дистанционной заявке отражается в КИ и портит репутацию заемщика. В дальнейшем это повлияет на решения следующих кредиторов.

Также в процессе рассмотрения анкет компании отправляют запрос в бюро кредитных историй. Каждая такая заявка фиксируется в КИ. Если за короткое время у одного человека замечают множество запросов, то это может быть расценено как попытка мошенничества. Получить одобрение в таком случае крайне сложно. И чем больше отказов, тем ниже шансы на оформление финансовых сделок в дальнейшем.

Как на рынке предлагают исправлять ситуацию

Что предлагают эксперты ОНФ для исправления ситуации:

  • регулятору — обязать кредиторов сообщать гражданам о последствиях массовой рассылки заявок;
  • бюро кредитных историй — информировать пользователей о поступлении запросов от МФО или банка на проверку их КИ (в идеале — отправлять данные кредиторам только после получения разрешения от потенциального заемщика).

В Центробанке сообщили, что готовы рассмотреть предложенные изменения.

На данный момент заемщики не до конца понимают, как формируются кредитные отчеты. Из-за этого пробела в знаниях они могут неосознанно вредить своей КИ. К тому же многие из них проверяют ее очень редко или вовсе не догадываются, как это сделать. Эксперты просят обратить внимание на повышение своей финансовой грамотности. Заявки стоит отправлять только при реальной необходимости. «Развлекаться», заполняя анкеты в банки и МФО, — плохая идея.

Еще статьи по теме: Можно ли взять несколько микрозаймов одновременно?