С 2020 года с жалобами на МФО до суда придется обращаться к финансовым омбудсменам

С 1 января 2020 года в силу вступает нововведение, согласно которому имущественные споры между заемщиками и микрофинансовыми организациями будут рассматривать финуполномоченные. Если у клиента появились претензии к МФО, то до подачи искового заявления в суд он должен сначала обратиться со спорным вопросом к самому кредитору и только после этого — к финансовому омбудсмену. Новый порядок зафиксирован в ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг». Пропустить два первых этапа и сразу пойти в суд нельзя.

Важно уточнить, что нововведение актуально для имущественных сделок, размер требований по которым не превышает 500 тыс. руб. Также существенным фактором является очередность обращений. Первым шагом нужно попытаться решить проблему без привлечения третьих лиц, то есть непосредственно с кредитором. Возможно, инцидент будет исчерпан еще на этом этапе. Если же компания не идет навстречу, можно переключиться на финуполномоченного.

Как заемщику обратиться к финомбудсмену:

  • Отправить заявление с изложением жалобы в микрофинансовую организацию, к которой возникла претензия.
  • Дождаться ответа от компании. Если обращение было электронным, ждать придется до 15 дней (в иных случаях — до 30 дней). Кредитор обязан рассмотреть заявление и предоставить ответ о полном или частичном удовлетворении требования или об отказе в его удовлетворении.
  • Если гражданин не получил ответ от займодатели или он его не устроил, то он имеет право послать электронное обращение финомбудсмену через личный кабинет на его сайте или другим способом на бумаге. В течение трех дней тот выносит решение о принятии заявления (по результатам придет уведомление), при положительном исходе он рассматривает его в срок до 15 дней.

Окончательный вердикт финансового уполномоченного обязателен к исполнению МФО. Если какая-то из сторон будет не согласна с решением, то с этого момента она имеет право обратиться в суд. В теории, все предшествующие шаги должны помогать участникам конфликта избавиться от разногласий в досудебном порядке. То есть отдельный специалист призван стать частью механизма по созданию баланса интересов кредитора и клиента. Благодаря ему отношения между МФО и заемщиками должны стать более комфортными. И еще одна важная цель финансового уполномоченного — снизить нагрузку на суды.

Некоторые микрофинансисты начали пользоваться подобным механизмом еще до законодательных изменений. К примеру, в MoneyMan есть собственный омбудсмен. Подробнее об этом мы рассказывали в нашем материале. Законотворцы также хотят мотивировать и другие компании решать проблемы без сторонней помощи. За каждую обоснованную клиентом жалобу у финуполномоченного кредитор будет платить специальный денежный взнос. Если же она окажется немотивированной и заявителю откажут, то деньги не вносит никто. Поэтому компаниям будет намного выгоднее самостоятельно устранять претензии заемщика, а при идеальном раскладе — изначально не доводить до появления разногласий.