Почему растет число претензий к МФО, и на что больше всего жалуются клиенты?

Количество жалоб на микрокредиторов за год выросло на 32%. Центробанк связывает столь явную положительную динамику показателя с увеличением портфеля выдач займов. В большинстве случаев это сделки с предоставлением денежных средств до ЗП на банковскую карту.  

Портфель выдач к концу 2018 года вырос на 45% и достиг 163,6 млрд руб. В общем выражении количество жалоб на МФО увеличилось, но в расчете на 1 000 заключенных договоров — снизилось. Таким образом число негативных отзывов показывает не ухудшение качества работы кредиторов, а рост их клиентской базы. К тому же важную роль для появления обратной связи сыграло повышение финансовой грамотности граждан. Заемщики постепенно узнают свои законные права и учатся их отстаивать. Этому способствует просветительская работа ЦБ РФ и других финансовых и государственных организаций. Когда клиенты видят нарушение, они обращаются с жалобами в Интернет-приемную регулятора, в Роскомнадзор, ФАС России или на горячую линию СРО «МиР». Особо активные отправляют сообщения сразу в несколько инстанций. Все это сказывается на репутации микрофинанистов.

На что больше всего жалуются заемщики

Чаще всего клиенты недовольны тем, как ведут себя кредиторы в процессе взыскания просроченной задолженности. Некоторые граждане пытаются оспорить факт оформления микрозайма, ссылаясь на несоблюдение компанией пунктов договора. Регулятор отмечает, что большая часть этих претензий не имеет должного обоснования. Только около 7% из них на самом деле вызваны реальными нарушениями закона со стороны МФО. В остальных же случаях в возникновении проблемы виноваты сами заемщики.

На что еще жалуются клиенты микрофинансовых организаций:

  • неверное начисление процентов и штрафов по займу;
  • несоответствие размера ставки в рекламе и во время реальной сделки;
  • взимание дополнительных комиссий;
  • навязчивое поведение взыскателей в случае допущения заемщиком просрочки;
  • оформление займа на чужое имя.

Большая часть претензий относится к фирмам, которые не состоят в реестре МФО. Центробанк не отвечает за их деятельность. Споры с нелегальными кредиторами нужно решать с привлечением правоохранительных органов. Особенно, если речь идет об оформлении сделки по поддельным документам.

Как избежать проблем, обращаясь в МФК или МКК:

  • проверяйте, состоит ли займодавец в государственном реестре на сайте Центробанка;
  • внимательно изучайте условия кредитования до заключения сделки;
  • оставляйте заявки только на проверенных сайтах;
  • читайте весь договор полностью, включая заметки мелким шрифтом и сноски;
  • задавайте вопросы менеджеру, если какие-то пункты не понятны.

Чтобы не плутать по Интернету в поисках достойного кредитора, воспользуйтесь нашим удобным рейтингом. Там вы найдете краткое описание условий выдачи денег, информацию о компаниях и реальные отзывы заемщиков. В списке — более 250 организаций.