Как микрофинансовые организации проверяют потенциальных заемщиков?

Микрофинансовые организации используют скоринг, чтобы принять решение об одобрении или отклонении заявки по займу. В это понятие входит система проверок и оценок потенциального клиента, которые помогают понять, сможет ли он вовремя погасить задолженность. Проблема для потребителей кроется в неизвестности параметров скоринга отдельно выбранной организации. Каждая МФО использует свои алгоритмы проверки, и подготовиться к ней заранее нельзя. Но есть общие принципы оценки заемщиков, которых придерживаются почти все кредиторы сектора. Давайте рассмотрим их в статье.

Порядок действий кредитора по проверке заемщика

Хотя МФО намного лояльнее относятся к заемщикам, чем банки, они все равно проводят минимальную проверку человека перед выдачей денег. Так они снижают риски потери средств. Если клиент не погашает долг, им приходится обращаться к коллекторам и в суд. Это влечет за собой дополнительные издержки.

Как МФО проверяют клиента:

  • На первом этапе они проверяют данные, которые предоставил сам заемщик в анкете. Если он указал ошибочную или заведомо ложную информацию, ему могут тут же отказать без объяснения причин.
  • На следующем этапе кредитор посылает запросы в доступные ему базы данных. Информацию получают из кредитных бюро, МВД, прочих ведомств и открытых источников (иногда соцсети, новости о месте проживания, сведения о наличии имущества). Ранее мы также рассказывали, звонят ли МФО на работу и родственникам.
  • На третьем этапе все собранные данные заносят в скоринговую систему для принятия окончательного решения.

У каждой МФО пункты могут дополняться и другими типами оценок клиента. Они настраивают скоринговые системы под свои нужды. Есть компании, которые готовы выдать микрозайм с плохой кредитной историей, а есть те, кто предоставляет только крупные займы и очень тщательно проверяет потенциальных заемщиков. Читайте, к примеру, как оценивают клиентов в МФК «Честное слово» и Moneyman.

Особенности работы скоринговых систем

Чтобы ответ по заявке можно было выдать как можно быстрее, скоринговые системы работают в автоматическом режиме. Это позволяет экономить время сотрудников, а также — проверять большой объем данных, разобрать который вручную было бы почти нереально. Когда заявитель получает очень быстрый отказ или одобрение, это не значит, что ему выдали микрокредит без проверки. Просто робот оперативно обработал предоставленные данные, и ему их оказалось достаточно. В некоторых случаях с человеком может связаться менеджер МФО, чтобы задать уточняющие вопросы.

Какую информацию обычно проверяет компьютер:

  • Источник отправки запроса — с какого IP-адреса компьютера или смартфона пришла заявка, в каком регионе находится пользователь.
  • Статус клиента — физическое или юридическое лицо.
  • Достоверность данных — точно ли заявителю принадлежат номер телефона, e-mail, банковская карта, электронный кошелек.
  • Наличие или отсутствие проблем с законом — судимости, действующие исполнительные производства, разбирательства по финансовым вопросам и т.д.
  • Показатель долговой нагрузки — открытые в других организациях кредиты и займы, кредитные карты и прочие финансовые обязательства.
  • Поведение на сайте — быстро ли пользователь заполняет анкету, не ошибается ли в написании персональных сведений, читает ли условия договора и т.д.

Микрофинансисты имеют право отказать в выдаче денег без комментариев. Причем отклонить могут даже заявку постоянного клиента. Поэтому заполнять анкету нужно внимательно при любом статусе в компании.

Есть общие принципы, которые повышают шансы на одобрение в разных МФО. Нужно не допускать просрочек, не запрашивать в новой фирме сразу крупные суммы и не врать кредитору на любом этапе проверки. Более подробно о повышении шансов на оформление займа читайте в нашей статье.