Исследование от Займер: почему россияне допускают просрочку по договорам кредитования с банками и МФО

Специалисты сервиса Робот Займер провели опрос среди россиян, чтобы выяснить, по каким причинам те допускают просрочку по кредитам или микрозаймам. В исследовании приняли участие 1 800 респондентов из разных регионов страны. Рассказываем о результатах интернет-опроса, которыми поделилась компания.

Для целей исследования учитывалось мнение только совершеннолетних россиян. Участников попросили рассказать, с какими препятствиями они сталкивались при оплате своего долга перед банком или МФО. А конкретнее — что мешало им вовремя погасить очередной платеж по кредиту или займу

По каким причинам нарушаются сроки

Что интересно, существенная часть опрошенных оказались пунктуальными и платежеспособными клиентами. 48,3% респондентов ответили, что всегда соблюдали график и не допускали просрочки ни на 1 день

Еще 45,8% участников исследования минимум один раз вносили деньги в счет задолженности с задержкой по причинам, от них не зависящим.

Оставшиеся 5,9% признались, что допускали просрочку, потому что забывали о дате платежа или вообще о наличии долга. Причем ответить так могли как заемщики микрофинансовых организаций (где берут небольшие суммы до зарплаты), так и клиенты банков (где оформляют крупные кредиты и даже ипотеку). Вероятно, у таких граждан очень насыщенная жизнь или слишком много других долгов.

Про причины, не зависящие от клиента

В списке причин, которые не зависят от самих заемщиков (результат 45,8% опрошенных), оказались:

  • 17,3% — непредвиденные расходы;
  • 16,5% — задержка зарплаты;
  • 8,3% — уменьшение регулярного дохода;
  • 3,7% — болезнь.

Чтобы не усугублять положение клиентов в период пандемии, многие банки и МФО уже в первые дни карантина начали думать о вариантах помощи тем, кто еще не закрыл задолженность. На рынке предлагали оформлять кредитные каникулы, реструктуризацию или рефинансирование и реализовывать другие меры поддержки. Самое правильное решение для должника — воспользоваться предложенной помощью. Пока что каждый третий заемщик после появления просрочки старается минимально контактировать с кредитором, ожидая улучшения своего финансового состояния. Но в это время портится его кредитная история, начисляются пени и штрафы. Чтобы этого избежать, нужно идти на контакт с финансовой организацией.