Клиенты банков и МФО смогут поставить запрет на выдачу им кредитов, чтобы защититься от мошенников

В скором будущем в РФ заработает масштабный механизм по защите потребителей от нежелательных кредитов. Клиенты банков и микрофинансовых организаций смогут установить запрет на выдачу им заемных средств. Они сами смогут выбирать, какие из финансовых услуг будут доступны через сайт и мобильное приложение. При желании они смогут отключить возможность удаленного оформления кредитов или займов, тем самым защитив себя от мошенников. Данная норма освещена в новом указании ЦБ РФ (№6071-У от 18.02.2022). Банки и МФО в процессе рассмотрения заявки будут обязаны проверить наличие или отсутствие запрета в кредитной истории потребителя. Такой подход по мнению экспертов должен снизить риск использования персональных данных граждан, включая их логины, пароли и копии паспортов.

Подробнее о запретах на кредиты и услуги

Функционал с самостоятельным выбором доступа к различным услугам должен заработать с 1 октября 2022 года. Установить запрет можно будет через бюро кредитных историй (в том числе через Госуслуги). После завершения процедуры в документах появится особая отметка, которая будет видна кредиторам. Ее предлагают размещать в титульной части документа. Если запрет перестанет быть актуальным, его можно будет также самостоятельно снять после обращения в БКИ. Денежные средства под проценты станут доступны пользователю через два дня после отмены ограничения.

Если банк выдаст деньги несмотря на наличие запрета кредитования, то в дальнейшем при обнаружении просрочки не сможет требовать погашения долга.

В более ранних источниках отмечали, что ограничение нужно будет устанавливать не на уровне кредитной истории, а для каждого конкретного банка. Такой подход не очень удобен. Мошенники могут пытаться оформить займ в разных организациях, и потребитель не сможет их все учесть.

Устанавливать и убирать запрет можно бесплатно и сколько угодно раз.

Ограничения можно будет классифицировать по:

  • кредитору — банк или микрофинансовая организация;
  • способу обращения — онлайн или при личном присутствии в отделении;
  • типам кредитов и займов — краткосрочные, долгосрочные, на определенные цели и т.д.

Помимо кредитов пользователи смогут отключать или ограничивать по сумме и другие услуги, к примеру — онлайн-переводы.

У финансовых организаций также появится обязанность идентифицировать устройства, с которых пользователи заходят в онлайн-банк. Таким образом удастся определить, действительно ли клиент обращается за услугой, или это мошенник завладел паролем и кодами доступа. При обнаружении несоответствия банк или МФО свяжутся с клиентом, чтобы идентифицировать его личность.