Российские МФК выходят на международный рынок: на повестке Вьетнам, Индия, Латинская Америка

Вы здесь

После нескольких лет затишья микрофинансовые организации РФ вновь обратили внимание на зарубежные рынки. К примеру, ГК «Финбридж» (им также принадлежит МФО «Деньги сразу») собираются открыть отделение в Индии, а группа компаний Eqvanta уже запустили бизнес во Вьетнаме. Такие страны привлекательны для микрофинансистов из-за большого количества жителей и недостаточно активного распространения финансовых услуг. То есть потенциальных клиентов там много, а конкуренция не высокая. Но если так, почему за рубежом лишь единицы российских МФО? Среди сдерживающих факторов: незнание специфических порядков определенных стран, нестабильность валюты, отсутствие скоринговой базы с оценками потенциальных заемщиков. Рассмотрим, кто из российских микрофинансистов все-таки решился выйти на чужой рынок.

Eqvanta о выходе на азиатский рынок

ГК Eqvanta (владеют МФК «Быстроденьги» и МКК «Турбозайм») открыли дочернюю организацию во Вьетнаме. Они назвали ее EIB Asia Company Limited. Ранее данная группа компаний не была представлена в зарубежном сегменте, но опыт работы с иностранными клиентами у них есть. Читайте подробнее об этом в статье «Крупные компании начали выдавать займы мигрантам».

клейменов экванта

Генеральный директор группы Экванта Клейменов Андрей отметил, что на весь период продвижения нового проекта до момента выхода на прибыль им понадобится около 2 млн долларов. В эту сумму войдут разработка IT-инфраструктуры, услуги консалтинга, создание финансового портфеля. По расчетам руководства начать получать доход с зарубежной деятельности они смогут минимум через 3 года. Те же сроки нужны, чтобы можно было думать о возвратности инвестиционных вложений.

Почему был выбран именно Вьетнам? В процессе принятия решения специалисты ГК проанализировали рынки Африки, Азии и Европы. Юго-Восток Азии оказался самым потенциально выгодным для микрофинансовой деятельности. В той области численность населения достигает 100 млн человек, причем большая часть из них не имеет доступа к услугам банковских организаций. Одновременно с этим у очень многих есть современные телефоны и свободный выход в Интернет (согласно статистике число смартфонов на 1 тысячу вьетнамского населения в два раза больше, чем тот же показатель в РФ). Все это делает жителей Вьетнама идеальными потенциальными клиентами МФО.

Международный опыт других МФО

Российские микрокредиторы уже не первый раз пробуют свои силы в иностранном сегменте. К примеру, МФК «Финбридж» на протяжении трех лет занимаются развитием платежного сервиса на Филиппинах и во Вьетнаме. Весной они собирались зайти с проектом на рынок Индии, но планы поменялись из-за коронавируса. Пока обстановка в стране не располагает к развитию бизнеса, но от своей идеи финансисты не отказываются. Они готовы потратить на этот проект до 10 млн долларов.

IDF Eurasia (МФК «Мани Мен», МФО «Solva») работает в Казахстане, Испании и Мексике.

Lime Credit Group (в РФ — «Лайм-Займ») на протяжении нескольких лет выдают деньги под проценты в ЮАР и Мексике. Они выбирают страны с численностью населения от 30 млн человек. Руководитель компании Нефедов Алексей отмечает, что для сферы микрофинансирования важно, чтобы сегмент онлайн-кредитования находился в стадии роста. Тогда начать свой бизнес на новой территории будет проще. Также в обязательном порядке нужно ознакомиться с местным законодательством, чтобы снизить риски и не нажить проблем.

международный опыт мфо

Присматривается к зарубежным клиентам и онлайн-сервис Webbankir. Такой новостью поделился их генеральный директор Пономарев Андрей. Они рассматривают для расширения бизнеса Латинскую Америку и Азию.

Эксперты советуют российским компаниям и предпринимателям внимательно отнестись к законам чужого рынка. В зависимости от государства может меняться регулирование, нормы безопасности и идентификации, подход к скорингу и общению с заемщиками и прочие правила. За кажущейся простотой поиска клиентов может скрываться высокий уровень их закредитованности, а это чревато появлением непогашенных долгов.

В СРО «МиР» считают, что выход российских микрофинансистов за границу — это закономерный путь развития бизнеса. Если кредитор исчерпал источники роста в пределах одной страны, то самое время расширяться. Также вариант международной деятельности подходит тем, у кого получилось создать универсальную модель финансирования для разных рынков.

Еще статья по теме — Зарубежный опыт: какие проценты в иностранных МФО?

Zaimtime.ru