В попытке заполучить более качественных заемщиков МФО стали тратить на рекламу миллиарды рублей

Вы здесь

Микрофинансовые организации существенно увеличили расходы на продвижение и рекламу. Данная статья затрат у некоторых участников рынка достигла значений в несколько миллиардов рублей. Резкий рост показателя связывают с развитием новых сервисов и усилившейся конкуренцией за платежеспособных заемщиков, в том числе банковских клиентов. Но стоимость одного потребителя увеличилась так сильно, что некоторые представители сектора опасаются отрицательного влияния тенденции на экономику МФО. Подробнее о ситуации рассказываем далее. 

Как выросли расходы на рекламу

По оценке стороннего агентства обобщенная стоимость рекламы в средствах ее распространения достигла 255 млрд руб. Это на четверть больше, чем в прошлом году. Активнее всего в продвижение инвестировали представители финансового рынка, а также фирмы, связанные с онлайн-сервисами и электронной коммерцией. 

По данным из отчетности крупных микрофинансовых организаций рост расходов на продвижение за период с января по сентябрь достиг двойных или даже тройных значений. Сравнение проводили с показателями за прошлый год. Эксперты оценили, что общие затраты на рекламу от пяти крупнейших МФО за три квартала 2021 года превысили 4 млрд руб. В прошлом отчетном периоде за тот же срок они едва достигли 1,5 млрд руб.

Но, вопреки ожиданиям, портфель займов не растет теми же темпами. По сведениям Центробанка ко второй половине года он достиг 287 млрд. руб. В сравнении с прошлым годом показатель увеличился только в 1,4 раза. 

Почему МФО стали больше тратить на рекламу

Представители МФО тенденцию с ростом затрат на маркетинг подтверждают, но просят отметить, что это не связано с притоком новых заемщиков и снижением строгости скоринга. По большей части причина — в изменении условий работы с лидогенераторами. Глава совета СРО «МиР» Эльман Мехтиев отметил, что в пиковые периоды пандемии спрос на трафик был выше, соответственно цены запросов увеличились. Из-за этого кредиторы стали менее активно сотрудничать с агентами. Но в течение 12 месяцев цены постепенно пришли в норму, микрофинансисты привыкли работать с дорогими лидами и вернулись к докризисному уровню закупок. То есть по итогу крупные затраты привели не к увеличению объема продаж, а к борьбе за наиболее платежеспособных клиентов.

реклама мфо

Количество одобрений по заявкам не выросло, но стала выше цена привлечения заемщика. Ее среднее значение составляет от 2 до 5 тыс. руб. Цена клиента поднялась на 30–50% в середине 2020 года и продолжает расти, отмечает генеральный директор MigCredit Олег Гришин. В текущем отчетном периоде борьба за заемщиков продолжилась. Компании стали чаще давать рекламу в крупных агрегаторах (Сравни.ру, Banki.ru), что также повлияло на объем затрат. 

Одновременно МФО обратили внимание на клиентов банков. Некоторые крупные игроки начали предлагать продукты, схожие по параметрам с банковскими. В начале кризисного периода основной задачей было удержать заемщиков, сейчас же финансисты хотят повышать объем выдач. И сделать это можно только в сотрудничестве с качественными клиентами.

Во всей этой гонке за заемщиками некоторые микрофинансовые организации видят риски. Маркетинговые бюджеты растут, это серьезно сказывается на экономике бизнеса. Рынок уже перегрет, предложений очень много, сражаться за свою аудиторию становится все сложнее. Если какие-то фирмы не в состоянии правильно рассчитать бюджет, они могут серьезно навредить своему бизнесу. Чтобы такого не произошло, нужно внимательно прогнозировать расходы и выделять посильную сумму на маркетинг и рекламу. 

Zaimtime.ru