Регулятор обязал все МФО, включая работающих только онлайн, открыть офлайн-пункты для погашения займов
Вы здесь
Центробанк РФ внес ясность в толкование норм 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» относительно обязанности кредиторов предоставить клиентам возможность без комиссии исполнить свои обязательства по договору. Речь идет об офлайн-точках погашения задолженности, которые должны располагаться в населенных пунктах выдачи денег. Регулятор обязал открыть такие всех кредиторов, включая МФО, которые работают исключительно онлайн. Но игроки рынка попытались трактовать уточнение в свою пользу, избегая лишних бесплатных услуг.
Какие требования выдвинул Центробанк
Из предыдущих указаний ЦБ РФ следовало, что одного способа погашения задолженности по займу через веб-сайт недостаточно. Нужно также предоставить клиентам возможность бесплатно вернуть деньги в режиме офлайн в том же городе, где они их получили. Вариант вернуть деньги физически должен быть у всех кредиторов, включая микрофинансовые и микрокредитные компании, выдающие исключительно онлайн-займы.
Нарушившим распоряжение Банк России пригрозил использованием своего надзорного инструментария. Сейчас они уже реализуют консультационную работу с кредиторами. В нее входят предписания, письма с рекомендациями, встречи, пояснения к актуальным вопросам.
Чтобы выполнить требования надзорного органа, некоторым МФО придется открыть точки приема платежей или задействовать агентские сети. Позиция ЦБ была высказана достаточно жестко, поэтому кредиторы уже приступили к поиску вариантов.
Доля онлайн-займов показывает стабильный рост. По сведениям СРО «МиР» в общем микрофинансовом портфеле за период с января по март она достигла 29,6%. Специалисты отмечают, что такой высокий показатель они зафиксировали впервые. Общий портфель займов, предоставляемых онлайн, вырос за год на 40% и достиг 60 млрд руб. В силу доступности такого вида деятельности микрокредиты через Интернет выдают не только крупные и технологически подготовленные МФО, но и небольшие организации сектора. Именно поэтому поднимаются вопросы защиты потребителей и внедрения дополнительного способа закрытия долга.
Как отреагировал на требования рынок
Эксперты ОНФ «За права заемщиков» отмечают, что закон — на стороне заемщика как более слабого участника сделки. Некоторые клиенты в силу возраста продолжают обращаться за деньгами в офисы, а не на сайты. Для них нужно оставить возможность погасить заем лично в отделении. Но одновременно нельзя ограничивать компании в использовании современных технологий. Нужно учесть интересы обеих сторон.
В СРО «МиР» отметили, что сложившаяся на рынке практика не противоречит изложенным в письме регулятора запросам. Многие микрофинансовые организации имеют широкие сети терминалов для возврата денег за счет своих партнеров (ритейлеры, платежные системы и т.д.). При этом для небольших компаний такое партнерство обходится недешево.
Сейчас спрос на агентские сети возврата микрозаймов вырос еще больше. Такую тенденцию отметили в сервисе «Золотая Корона — Погашение кредитов». Повышенный интерес от МФО наблюдается с начала мая. У «Золотой Короны» открыто более 50 тыс. точек погашения на всей территории РФ. Сопоставимая по количеству (более 40 тыс. пунктов) сеть есть только у «Почты России», но к ним запросы от микрофинансистов пока что не поступают.
Чтобы при погашении микрозайма не возникло проблем с поиском терминалов или офисов, заранее изучите условия договора и убедитесь, что способ возврата средств вам подходит. Если МФО не берет комиссию за закрытие долга, ее могут взимать партнеры. Это тоже важно уточнить перед выбором способа погашения.
- 182